d9e5a92d

В осуществлении нового курса выделяют два этапа


За годы кризиса разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов около 1 млн фермерских хозяйств, т.е. 18% общего числа. В результате фермеры лишались собственности на землю. Тысячи разоренных фермерских семей вынуждены были покидать родные места и пополнять ряды многочисленной армии безработных в городах.

Число переселенцев только в 1930– 1931 гг. составило 3808 тыс. человек.
Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза, внутренней – в 2 раза. Национальный доход уменьшился приблизительно в 1,5 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.
Неизбежными спутниками кризиса являлись социальные потрясения. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн человек. Охваченные паникой люди стремились обменять банкноты на золото.

Заработная плата снизилась более чем вдвое.
В конце 1933 г. количество безработных в США достигло 17 млн человек. С учетом членов семей они составили почти половину всего населения. Бедственное положение безработных усугублялось отсутствием социальной помощи.

Многие лишились жилья, возникли выстроенные из ящиков и строительных отходов гуверовские городки – поселения безработных на окраинах городов. Только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибло 2 тыс. человек.
Кризис оказал огромное психологическое воздействие на миллионы американцев. Была подорвана вера во всемогущество индивидуального бизнеса, его способность обеспечивать социальные гарантии. Постепенно происходил поворот в массовом сознании.

Его выражением явилось мощное социальное движение, кардинальные изменения политической ориентации основной части населения.
Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. Был создан Национальный совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение.

Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек. Организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (1931 – 1932), поход ветеранов первой мировой войны (1932). Была создана стачечная ассоциация фермеров.

Фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Активизация массовых социальных протестов вызвала напряжение политической обстановки. Даже представители деловых кругов осознавали несостоятельность республиканской администрации. На проходивших в 1932 г. президентских выборах убедительную победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом.

На выборах за него отдали голоса 22,8 млн, а за Г. Гувера – 15,7 млн человек. Рузвельт предложил для выхода из кризиса комплекс реформ, вошедших в историю под названием Новый курс.
Основные направления Нового курса. Предложенная программа не была заранее обдуманной системой нововведений. В течение первых 100 дней закладывались основы экономической политики правительства. Ее теоретической базой стало учение выдающегося английского экономиста Д.М.

Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни.
В осуществлении нового курса выделяют два этапа: первый – 1933-1935 гг., второй - 1935-1938 гг.
Прежде всего были проведены банковская и финансовая реформы. Они начались с закрытия банков (до 9 марта). На этот день была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, которому предложили Чрезвычайный закон о банках.

Несмотря на то что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на эту меру. В принятом единогласно законе предусматривалось возобновление функций банков и получение правительственных кредитов из Федеральной резервной системы.
Экспорт золота запрещался. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы. Ранее созданная Реконструктивная корпорация расширила свои операции.

За первые два года Нового курса сумма выданных ею займов превысила 6 млрд долл. В результате усилилась концентрация банковской системы – число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.


Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41%.
После успешной реализации Чрезвычайного закона о банках президент, окрыленный успехом, начал заваливать Конгресс законопроектами. Он рекомендовал резко снизить заработную плату федеральным служащим, членам Конгресса и пенсии ветеранам войны. Несмотря на сильное сопротивление Сената, закон был принят 20 марта.

В конце 1933 г. было разрешено употребление спиртных напитков и введен значительный налог на их продажу.
Заслуживает внимание примененный правительством Рузвельта метод девальвации доллара. Его девальвация затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту.

До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан Казначейству.

Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят Закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото, которая действовала до 1971 г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.
Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков была создана Корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.
Центральное место в Новом курсе отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон О восстановлении национальной промышленности. Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии – торговой палаты, Дженерал моторз, от группы Моргана и других концернов, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.
Закон вводил систему государственного регулирования промышленности и включал три раздела.
Первый предусматривал меры, способствовавшие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на кодексы честной конкуренции, в которых устанавливались правила относительно объема производства, применения однотипных технологических процессов, техники безопасности, конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей разделила всю промышленность на 17 групп, каждая из которых была обязана разработать такой кодекс. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел заработной платы (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели, устанавливались объемы производства, рынки сбыта продукции, единая политика цен.

Кодексы запрещали детский труд. В случае утверждения кодекса президентом он становился законом, а действия антитрестовского законодательства приостанавливались. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала введение 746 кодексов, охвативших 99% американской промышленности и торговли.
Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения с указанием порядка использования средств фонда общественных работ. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которой выделялась невиданная по тем временам сумма – 3,3 млрд долл.
В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18–25 лет. Для этого Рузвельт учредил Гражданский корпус сохранения ресурсов. Он предложил Конгрессу направить безработных молодых людей в лесные районы.

Тем самым, считал президент, удастся улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи, а главное, о чем умолчал президент, убрать из городов горючий материал.
Уже в начале лета были созданы лагеря, рассчитанные на 250 тыс. молодых людей из семей, получавших помощь, а также безработных ветеранов. Там они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-технического персонала, во всем остальном они подчинялись офицерам, мобилизованным из армии.

В лагерях вводилась почти воинская дисциплина, включая строевые занятия.
Рузвельт энергично потребовал создания Чрезвычайной федеральной администрации помощи, на которую следовало ассигновать 500 млн долл. для прямых дотаций штатам. Полученные средства распределялись среди нуждающихся. Конгресс вотировал закон.

Раздача пособий облегчала положение прозябавших в нищете, но не продвигала ни на шаг решение проблемы занятости.



Содержание раздела