d9e5a92d

Тоталитарная модель регулируемого капитализма


В июне 1935 г. был принят Закон о справедливой регламентации труда, установивший минимальную заработную плату в 25 центов в час с повышением в последующие семь лет до 40 центов и максимальную рабочую неделю в 44 часа с сокращением в следующие три года до 40 часов. Закон касался только рабочих на предприятиях межштатной торговли, т.е. национального значения. За его исполнением было трудно уследить, ибо предприниматели зачастую включали в заработную плату и другие платежи.

Но в целом он был крупным шагом вперед в области рабочего законодательства.
Постоянно расширялись масштабы общественных работ. Если на первом этапе на них выделялось 3,3 млрд долл., то в 1935 г. -4,9 млрд, в 1938 г. – 5 млрд долл.
Наконец, в апреле 1938 г. Рузвельт направил Конгрессу предложения О стимулировании дальнейшего восстановления. Законодатели сразу приняли их на фоне массовой безработицы и требований расширить ассигнования на общественные работы.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-эмигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединяться в кооперативы. Несмотря на то что продолжалось сокращение посевных площадей, началась компания по восстановлению плодородия почв, нарушенного вследствие ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.
Новый курс соответствовал исторической эпохе становления экономической системы регулируемого капитализма. Благодаря вмешательству государства в экономику и социальные отношения страна смогла выбраться из кризиса.
Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского населения вынудили правительство при проведении реформ проявлять гибкость, маневрирование, учитывать интересы различных слоев населения, делать им уступки.
В то же время Новый курс нельзя расценивать как угрозу устоям капиталистического общества, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.
В Новом курсе Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим инструментом правительственных мероприятий стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся.
Меры, проведенные в ходе Нового курса, несмотря ни на что, сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.

Вопросы для повторения


  1. Дайте определение экономической системы регулируемого капитализма.

  2. Какие экономические последствия имела для США первая мировая война?

  3. Проанализируйте главные направления экономического подъема США в 20-е годы XX в.

  4. Каковы причины мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.?

  5. Выделите и охарактеризуйте отличительные черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма.



9.2. Тоталитарная модель регулируемого капитализма

Послевоенное экономическое развитие Германии. После первой мировой войны страна переживала хозяйственный хаос, продолжавшийся до 1924 г. В период с 1919 по 1924 г. наблюдалось резкое падение общего экономического уровня, вызванного потерей ряда промышленных районов, изношенным и устаревшим оборудованием, утратой внешних рынков и сокращением внутреннего рынка, а также обнищанием народа.
Правительство Веймарской республики пыталось снять экономические и социальные противоречия. Однако больших успехов не добилось. В 1919–1924 гг. в экономике страны усилилось влияние крупного капитала.

Если в довоенной Германии насчитывалось 500–600 картелей, то в 1922 г. их количество достигло 1000. Прочной оставалась позиция юнкерства. Помещичьи земли, а это 1,5% всех хозяйств, занимали почти 34% земельной площади страны, в то время как 57,3% мелких крестьян имели всего 4% земли.
Послевоенный кризис поразил сельское хозяйство. Из-за недостатка удобрений упала урожайность. Общий сбор основных сельскохозяйственных культур в 1923 г. составил примерно 70% довоенного уровня. Существенно снизились обороты внешней торговли.



По сравнению с довоенным периодом импорт уменьшился на 38%, а экспорт – на 33%.
Не имея внутренних накоплений, правительство пустило в ход печатный станок. Выпуск бумажных денег приобрел невиданные масштабы. Инфляция стала настоящим бедствием, усугубив спад производства.

Валютный кризис вызвал кредитный кризис.
От экономических потрясений в первую очередь страдали наемные работники. В конце 1923 г. 25% немецких рабочих не имели работы. Заработная плата в 1920–1922 гг. покрывала стоимость жизни лишь на 50–60%.

Покупательная способность в среднем за весь 1923 г. составила только 30–40%, в сентябре – 25%, а в октябре–ноябре только 1/6 довоенного уровня.
Тяжелое социальное положение рабочего класса вело к обострению политической ситуации в стране. В 1919 г. на территории Баварии возникла Советская республика. Весной 1923 г. были созданы рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии.

23 октября в Гамбурге началось восстание, подавленное регулярными войсками.
Ситуация в Германии становилась критической. Страна шла к повторению российского опыта. Подобное положение обеспокоило страны-победительницы, решившие пойти на уступки. Главной из них стал новый репарационный план, названный по имени председателя международного совета экспертов американского банкира Ч. Дауэса.

План Дауэса предусматривал снижение размеров ежегодных репараций, прекращение оккупации Францией Рурского угольного бассейна, предоставление Германии кредитов. Формально кредиты предоставлялись для обеспечения репарационных выплат, фактически же они шли на восстановление военно-промышленного потенциала Германии. В 1924–1929 гг. иностранные инвестиции достигли почти 21 млрд золотых марок, тогда как репарационные выплаты – лишь 10,2 млрд.

Подавляющая часть средств – около 70% – была предоставлена США. План был достаточно эффективен. Под этим золотым дождем началось восстановление и рост германской промышленности.
В 1923 г. была проведена денежная реформа, в результате которой курс марки стабилизировался. В 1924 г. было отменено военное положение.
С 1923 г. в Германии началась стабилизация, что было связано с разгромом революционного движения, облегчением репарационного бремени, очищением Рурской области от оккупантов, стабилизацией валюты и прекращением инфляции.
В 1923–1929 гг. в экономике Германии произошли существенные сдвиги. К концу 20-х годов объем промышленного производства на 13% превысил довоенный уровень, более чем на 1/3 возросла добыча каменного угля, на 43% – выплавка чугуна, на 30% – выплавка стали. Расширение производства осуществлялось на новой технической основе – в производстве активно шел процесс электрификации.

Значительных успехов добилось машиностроение. Было освоено производство синтетического бензина, искусственного шелка. Немецкие промышленные изделия начали возвращаться на мировой рынок.

Итоговая стоимость германского экспорта в 1929 г. превысила довоенную почти на 3 млрд марок, а положительное сальдо торгового баланса составило 34 млрд марок.
Вместе с тем рост производства сдерживался узостью внутреннего рынка. Его следствием явилась недозагрузка производственных мощностей и безработица. В это время насчитывалось 4 млн безработных.
Промышленный подъем усилил концентрацию и централизацию капитала. Доминирующую роль стали играть концерны и тресты. В 1926 г., например, был создан Стальной трест, представлявший собой государство в государстве.

В него входили шахты, электростанции, металлургические, машиностроительные и судостроительные заводы – всего почти 300 предприятий. На них трудилось около 200 тыс. рабочих. Вскоре Стальной трест захватил контроль над 43% выпуска чугуна и 40% производства стали и железа.
Мировой экономический кризис и его последствия. Оживление экономики прервал мировой экономический кризис, имевший для Германии особенно разрушительные последствия. В 1932 г. промышленное производство по сравнению с 1928 г. сократилось на 40,2%. Особенно сильно пострадала тяжелая промышленность. В 1932 г. мощности машиностроения не превышали 27% докризисного уровня, автомобилестроения – 25%.

Резко возросло число безработных; в 1932 г. их численность превысила 7,5 млн человек. Полностью безработные составляли 44,4% лиц наемного труда, а работавшие неполную рабочую неделю – 22,6%. Пособия по безработице получали лишь 15–20% зарегистрированных безработных. Причем размер пособия несколько раз уменьшался. Реальная заработная плата упала на 25–40%.

Антикризисные меры, принимаемые правительством, не приносили желаемого результата.
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Доходность сельского хозяйства снизилась на 30%. Задолженность сельского хозяйства составила в 1931 г. колоссальную цифру – 11,8 млрд марок.

Предоставленные кредиты не могли остановить массового разорения крестьянства. За 1928–1932 гг. с торгов было продано 560 тыс. гектаров крестьянской земли.



Содержание раздела