d9e5a92d

Экономика раннефеодальных государств Индии.


Земледельцы выполняли ряд повинностей в пользу государства – содержали в сохранности мосты и дороги, обслуживали приезжавших в деревню должностных лиц, участвовали в строительных работах.
Экономика раннефеодальных государств Индии. Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год – хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами было просо и рис, причем был известен 21 сорт риса.

Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшийся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей.
Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.
В эпоху раннефеодальных государств система варн превратилась в сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста (джати, т.е. род) – это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Именно в касты консолидировались мелкие специализированные группы внутри старых варн, представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она предоставляла каждой касте определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии.

Только включение человека в ту или иную касту могло узаконить его место в системе социально-сословных связей.
Принципиальным отличием каст было то, что они являлись корпорациями, т.е. имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, оказывала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и т.п. Кастовая система дожила до наших дней и продолжает существовать.
В IV–XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.
Для государства земля – это территория, с населения которой должна поступать определенная сумма налогов. В Индии подавляющее большинство пожалований носило условный характер. Условные пожалования предполагали уплату определенной суммы, размер которой для каждой местности определяли государственные чиновники. В крестьянское распоряжение землей индийский феодал не вмешивался. Поскольку налог взимался только с обрабатываемой площади, он стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим целину, или поощряя тех, кто засевал землю высокотоварными или интенсивными культурами.

Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.
Для землевладельца земля – это конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей, передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот участок земли он должен был вносить установленный налог–ренту государству или тому лицу, которому правитель передоверял право сбора налогов.
Развитие феодальных отношений в XIII–XVI вв. В последней четверти XII в. Северная Индия была завоевана правителем из Газни (Афганистан) Шихад ад-Дином. После его смерти в 1206 г. на севере Индии образовался Делийский султанат.
Мусульманское завоевание Индии привело к укреплению существовавшего режима. Это было достигнуто путем создания мощного централизованного аппарата и роста государственной земельной собственности. Особая роль государства обусловила особый тип бюрократии. Нередко жалованье было единственным источником доходов чиновников и воинов.



В средневековой Индии, например, существовал обычай, по которому все состояние умершего переходило в собственность раджи, а родные довольствовались пенсией, позволявшей лишь влачить полунищенское существование.
Государственная земельная собственность распадалась на земли халиса (или хасе) и икта. Чиновники султана собирали с земель халиса поземельные налоги в пользу казны. В сборщиков государственных налогов (заминдаров) превращались феодалы, которым разрешалось удерживать часть податей.

Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли обязанности. Заминдары могли передавать свои функции по наследству, делить и даже отчуждать и расширять земельные угодья. Они сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью зависимых или наемных работников. Но государство в любой момент могло отнять заминдарское владение и передать его другому,
Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке (икта). Получая земельное владение, иктадар обязан был нести постоянную военную службу, поставляя в армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответствии с требованиями службы.

Большую часть собираемых оброков иктадар передавал государству.
Система икта подрывала финансовую основу государства, поскольку иктадары стремились превратить условное пожалование в наследственные вотчины. В 1398 г. войсками Тамерлана был нанесен сильный удар по Делийскому султанату. В XV в. государство потеряло контроль над икта.

Иктадары перестали платить взносы в казну и превратились в полноправных земельных собственников.
Большинство пахотных земель были неполивными, и урожай зависел от муссонов. Делийское правительство принимало меры для увеличения площади поливного земледелия. Так, в окрестностях Дели были сооружены большие водохранилища.

Фируз-шах построил около 200 км оросительных каналов от рек Сатледж и Джамна и обводнил значительные массивы земель. На постройке этих каналов работали в порядке трудовой повинности 50 тыс. человек.
Единицей хозяйства оставалась малая семья, входившая в состав сельской общины. Ее ядро состояло из постоянных и полноправных членов. В нее могли входить представители только одной господствующей или численно преобладающей в данной общине касты либо представители ряда каст.

В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем-либо из членов общины наемный работник и т.п.
Традиционная индийская община в ее средневековой модификации обычно включала в себя несколько соседних деревень, иногда целый округ, организационно объединенных в большую общину. В каждой деревне был свой староста и общинный совет (панчаят). Представители каждой деревни, старосты и члены панчаята входили в общинный совет большой общины, который руководил всей сложной системой внутренних связей: разбирал жалобы, вершил суд, выносил приговоры.

Немалую роль в совете играл староста, престиж и доходы которого были также высоки. Он осуществлял связь с государством и был ответственен перед ним.
Община представляла собой саморегулирующийся социальный механизм, практически не нуждающийся в контактах с внешним миром. Ее внутренняя жизнь подчинялась четко отрегулированному взаимообмену продуктами и услугами в соответствии с нормами варново-кастовой иерархии. Представители высших каст имели право пользоваться за гроши услугами выходцев из низших каст. Это право никем и никогда не подвергалось сомнению.

Каждый член общины должен был не только четко знать свое место, права, обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что вправе ожидать от него другие.
Кроме уплаты 1/6 урожая, выполнения государственных повинностей при Великих Моголах земледельцы, исповедовавшие индуизм, обязаны были платить джизию – подушную подать, налагавшуюся мусульманскими правителями на индусов, что было для них тяжелым бременем.
Наиболее богатыми среди феодалов (за исключением правителей) были коллективные владельцы – индуистские монастыри и храмы, а затем мусульманские мечети. Как правило, земли, пожалованные храмам, освобождались от налога и пользовались иммунитетом. Совет брахманов – сабха – управлял жизнью деревень и решал вопросы распределения ренты, обычно раз и навсегда. В храмовом хозяйстве преобладала натуральная рента. Кроме продуктов земледельцы были обязаны поставлять все необходимое для богослужения: масло, благовония, гирлянды цветов, одежды и т.п.

Особенно большим и хорошо организованным было храмовое хозяйство Южной Индии.
В средневековой Индии существовало три мира, три разных образа жизни: первый – окружение феодала или храма, второй – сельская община и третий – города.



Содержание раздела