d9e5a92d

В массе своей люди обходились самыми необходимыми вещами.


Не было в Китае в эпоху Древнего мира и закрепощения крестьян.

Иерархическое деление общества на социальные слои было очень жестким. Представители каждого социального слоя имели материальные блага в строгой зависимости от ранга: размеры жилья и качество его отделки; убранство жилых помещений; одежда, питание; даже размеры гроба и могилы — все было разным, четко регламентированным в зависимости от социального положения. Это указывает и на слабое развитие товарно-денежных отношений, ремесел, торговли.

В массе своей люди обходились самыми необходимыми вещами.

Крестьянские поля делились на два клина: одно поле земледельцы обрабатывали для себя, а второе — для владельца земель. Земельный налог взимался в виде десятины (чэ). Результаты труда не только крестьян-общинников, но и торгово-ремесленных городских слоев шли не на рынок, а в казну, откуда населению выдавались продукты питания и необходимые вещи.

Перераспределительная система сдерживала развитие товарно-денежных отношений, тормозила экономический прогресс.

Данный тезис находит подтверждение в сборнике стихов, песен и гимнов о жизни простого народа под названием "Шицзин", отредактированном Конфуцием. Конфуций, или Кун-Цзы (551—479 гг. до н. э.), жил в середине I тыс. до н. э. и пытался найти выход на пути к стабильности общества. Являясь • основателем учения об этике, он выдвинул такую триаду: совершенствование отдельного человека ведет к совершенствованию общества, затем к совершенствованию государства. Механизмами процесса были соблюдение этических и ритуальных церемониальных норм и признание мудрости предшествующих поколений.

Объективно его идеи вели к усилению государства. Заботясь о его благе, Учитель призывал сократить размеры налогов, наладить учет и контроль земледельческих работ, привлечь трудовое население к выполнению своих обязанностей.

Из сборника "Шицзин" можно почерпнуть информацию, что Китай даже в период перехода к применению железа не знал развитых товарно-денежных отношений и рынка. Есть в них лишь упоминания о меновой торговле (по формуле Т—Т), и нет в этом и других сборниках эпохи VIII— VI вв. до н. э. упоминаний о деньгах. Не было четкой границы между городом и деревней, между земледельцем и городским населением.

Появление одновременно монорелигии в Индии (буддизм) и в Китае (конфуцианство) было символическим, значит, назрела такая необходимость. Но если в Индии буддизм не привел к укреплению государственности, то в Китае превращение ритуально-этических традиций в религию усилило центростремительные тенденции.

Экономический прогресс в Китае наблюдается в V— III вв. до н. э. Усиливаются тенденции к урбанизации, социальной дифференциации населения. Экономически усиливаются торгово-ремесленные слои города. Появляются деньги.

Составными элементами новой структуры становятся сельские арендаторы, и батраки-наемники. Но общинные земли по-прежнему не включались в систему рыночных связей.

Применение металла при изготовлении орудий труда, не только бронзы, но и железа, обеспечило во многом экономический подъем. Рост совокупного общественного продукта ведет к изменению формы землевладения. Появляется частная собственность на землю, ее можно покупать и продавать, правда, пока не повсеместно.

В середине I тыс. до н. э. качественные изменения происходят в ремесленном производстве и торговле. Раньше торговцев как социальной группы не существовало. Тех, кто занимался обменом, зачисляли в разряд простолюдинов без возможности стать профессионалом и частным собственником.

Использование орудий труда из железа привело к индивидуализации ремесленного производства. Растут ^ специализация ремесла и профессионализм ремесленников. Все чаще они не сами продают свои изделия, а доверяют их профессионалам в лице торговцев.

Ремесленники и торговцы также используют труд рабов, и это ведет к росту благосостояния их семей, так что и бедные могли стать богатыми, т. е. нарушалась прежняя социальная иерархия.

На рубеже IV и III вв. до н. э. в Китае отчетливо проявляются контуры единой империи. Долгожданное объединение после упорной борьбы с сепаратизмом мелких царств состоялось в 221 г. до н. э. Первыми династиями Китайской империи были Цинь и Хань. Первым императором стал Цинъ Ши-хуанди, или Цинь Шихуан (259—210 гг. до н. э.).



В его имени были заложены слова: "Первый священный император".

Первым делом император покончил с раздробленностью не только посредством объединения семи царств в единую империю. Главным в его экономической деятельности стал отказ от удельной системы (передачи земли в условное пользование). Именно такая система закрепляла в Китае социально-политическую раздробленность, систему вассалитета. Все это логически вело к торжеству идей частной собственности.

Цинь Ши-хуанди ликвидировал привилегии знати, по его приказу 120 тыс. аристократических семей были из всех семи царств насильственно переселены в столицу, оторваны от родных мест и земельных владений. В Китае торжествует государственная форма собственности, по социально-экономическим параметрам страна сблизилась с древневосточными деспотиями Месопотамии, Египта и Индии.

В результате административной реформы империя была разделена на 36 областей (округов) во главе с губернаторами, они подразделялись на уезды с уездными начальниками, а уезды — на волости, каждая из которых состояла из десятков деревенских общин. Император был полновластным наследным правителем страны.

Социальной реформой императора можно считать "Табель о рангах". Первые семь рангов могли иметь простолюдины, а с восьмого ранга их присваивали чиновникам за службу. Самыми высокими были 19—20 ранги, их представителям предоставлялось право на "кормление" (за счет территорий и населения).

Законодательная реформа заключалась в введении единого законодательства, очень жесткими были статьи уголовных законов. Среди простых людей распространялась система поручительства, при которой за одного преступника наказывалась вся семья.

К реформированию в области товарно-денежных отношений можно отнести унификацию мер и весов и денежную реформу. Из обращения были изъяты все монеты старых образцов, введение единой монетной системы помогло в укреплении экономических связей в рамках империи. Вплоть до начала XX в. н. э. в Китае сохранилась круглая медная монета с квадратным вырезом и именем правящего императора на лицевой стороне.

Реформированию подверглось и сложное иероглифическое письмо, в упрощенном виде оно сохранилось тоже до XX в. По земельной реформе крестьяне получили от государства (без права отчуждения) наделы земли, за что платили налоги.

Мудрость восточного правителя проявилась в том, что Цинь Ши-хуанди, по примеру царей Месопотамии и фараонов Египта, не запрещал частную собственность, она могла развиваться, но на вторых ролях. Наиболее богатые торговцы становились откупщиками, занимались добычей руды, соли, производством вина, т. е. зарождаются и частично реализуются идеи предпринимательства. Но цены на такой первостепенный товар, как зерно, контролировались государством.

В стране создавались государственные ремесленные мастерские. Начала возводиться Великая Китайская стена, для чего использовали насыпанные в прежние годы земляные валы на севере Китая. Великая стена должна была предохранять от набегов кочевников.

Теперь валы укрепили, облицевали камнем, построили бастионы, башни и ворота. Проложена была также сеть дорог, соединявших окраины империи с центром.

Империя теперь отличалась Порядком, но Гармонии в ней было мало. Реформы первого императора проводились в жизнь поистине драконовскими методами, что вызвало недовольство населения. При преемниках первого императора на смену этой пришла вторая династия Хань.

На рубеже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. китайцы по-прежнему мало интересовались внешней торговлей. Создавался менталитет самодостаточности в развитии, самобытности и опоре на собственные силы. К концу тысячелетия накоплен был огромный потенциал для дальнейшего развития, в том числе благодаря проведению эффективных экономических реформ.

К последним известным реформаторам Китая эпохи Древнего мира относится Ван Ман, захвативший трон в 9 г. н. э. Он утвердил в Китае лишь два вида земельных владений: государственный и крестьянский, без крупной феодальной собственности. При нем была запрещена работорговля. Запрет этот действовал недолго, рабство и в дальнейшем сохранило в Китае патриархальный характр.

В первые века н. э. Китай вступил в затяжную полосу кризисов и политической нестабильности, продолжавшуюся до конца эпохи Древнего мира. Набеги кочевников усугубляли положение. Но сохранена была жизненность китайской цивилизации и ее государственность.

Благодаря созидательной деятельности первых императоров из династий Цинь и Хань дальше развивалась экономика. В интересах торговли регулярно передвигались караваны по Великому Шелковому пути. Расцвет науки ознаменовался достижениями в математике: развиваются начальная алгебра и геометрия.

Впервые в мире был создан сейсмограф. В городах воздвигались многоэтажные дома. Была изобретена бумага.

Но войны, внутренние неурядицы, наблюдавшиеся в III—IV вв., подорвали хозяйство. Численность населения сократилась с 60 до 16 млн человек. На страну наступали кочевники. Только в середине VI в. н. э. был положен конец их притязаниям.

В этот период укрепились китайская государственность и экономика.



Содержание раздела