d9e5a92d

Этапы развития промышленного переворота в России


Этапы развития промышленного переворота в России


С 1804 по 1864 г. производительность труда в отечественной промышленности выросла почти в пять раз, несмотря на наличие крепостного труда. Однако преодоление технологической отсталости страны упиралось в отсталость социальную, что отразилось на особенностях протекания рассматриваемого процесса.
Особенности индустриализации в России:
преобладание вольнонаемного труда в форме отходничества;
незаинтересованность в использовании новых технологий;
дешевизна крепостного труда;
узость внутреннего и внешнего рынка;
отсутствие необходимых капиталов в стране;
продолжение процесса первоначального капитала;
сильная роль государства в стимулировании развития производства.
Изменения в экономике оказали влияние на определение курса внешнеэкономической политики. С начала ХIХ в. Правительство неоднократно принимает меры для активизации промышленной и торговой деятельности, преследуя при этом цели пополнения казны и защиты российской промышленности. Государственная политика принимает ярко выраженный запретительно-протекционистский характер.

Это подтверждается принятием ряда Таможенных тарифов 1810, 1816, 1819, 1850 и 1857 гг., в соответствии с которыми повышались таможенные пошлины на ввозимое и вывозимое сырье и поощрялся ввоз оборудования и вывоз готовой продукции. Но протекционистский характер таможенного законодательства не отвечал нуждам развивающегося государства, т. к. в отличие от развитых стран в России доходы от внешней торговли шли преимущественно на военные нужды и на непроизводительное потребление правящих кругов. Лишь в 60-е гг. начинается переориентация политики, характеризуемая расширением внутреннего рынка путем стимулирования инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство, а также оказания помощи сельскому хозяйству. Экономическая поддержка сельского хозяйства осуществлялась в основном через фискальную политику (снижение налогов на производство за счет равномерного распределения бремени по всем сословиям).

Таким образом, развитие национального внутреннего рынка тормозилось неразвитостью сельского хозяйства. Кроме того, все европейские страны решали задачу аграрного перенаселения как проблему малоземелья, в России же наличие свободных земель сохраняло базу для экстенсивного типа развития. К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Главным показателем этого стала Крымская война 18531856 гг. В конце 50-х годов Россия оказалась в состоянии фактически неплатежеспособного должника.

Государственный долг достиг 1 млрд. рублей, а бюджетный дефицит возрос в шесть раз с 52 до 307 млн. рублей. В сложном состоянии находилась и кредитная система. Еще в 1839 г. министр финансов Е. Канкрин провел денежную реформу. Было установлено, что 350 руб. бумажных денег равняются 100 руб. серебром, а это означало девальвацию ассигнаций. Они были совсем изъяты из обращения и заменены кредитными билетами, свободно обменивавшимися на серебро.

Но в ходе Крымской войны правительство не раз прибегало к денежной эмиссии, курс кредитного рубля постоянно снижался, поэтому свободный обмен был отменен.
В таких условиях инициатором преобразований по-прежнему выступило государство, что отразилось на распространении экзогенного экономического цикла 50  середины 90-х гг. Вместе с тем проводимые в этот период преобразования сыграли особую роль, т. к. впервые в условиях страны возникли условия для развития массового свободного хозяина и создания предпосылок для перехода от мобилизационного типа развития к инновационному, то есть процессу, аналогичному протекающему в это время в развитых странах.
Инновационный тип экономического роста представляет устойчивую, повторяющуюся тенденцию развития общества на основе непрерывного и целенаправленного процесса поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации потребностей общества и его членов.
Однако переход к инновационному типу экономического роста протекал в условиях традиционной «революции сверху».


Важнейшим звеном реформы 60-70-х гг. стала отмена крепостного права. Содержание данной реформы, изложенное в Положении 19 февраля 1861 г., сводилось к следующему: крепостные крестьяне объявлялись лично свободными без всякого выкупа, они получали от помещика надел, за что продолжали отбывать барщину или оброк, то есть становились временно обязанными. Крестьяне могли выкупить не только усадьбу, но и по взаимному соглашению с помещиком и полевую землю, используя для этого казенную ссуду.

По завершении выкупа прекращался вотчинный надзор помещика над крестьянами, заканчивалось их состояние временно обязанных, крестьяне переходили в положение свободных собственников. Отношения между помещиком и крестьянами опосредовались общиной, которая, в частности, коллективно оплачивала в течение 49 лет выкупную ссуду, предоставленную государством. Выходя из крепостной зависимости, крестьяне оставались в общине, получали известное самоуправление и сообща несли повинности перед государством. Иначе говоря, реформа основывалась на продлении и консервации полуфеодальных отношений.

Выкуп был своеобразной формой феодальной ренты. Он даже формально исчислялся от суммы оброка: за надел нужно было платить такую сумму, которая будучи положена в банк дает помещику в виде процентов оброчный платеж. Поэтому в центральных районах России, где десятина стоила при обычной покупке 25 рублей, она обходилась крестьянину при выкупе в 60 рублей.

Разница между рыночной стоимостью составляла феодальную (по существу) ренту. Наряду с выкупными платежами крестьяне платили налоги местным и центральным властям. Многочисленные отрезки от дореформенного надела вынуждали к аренде дополнительных участков земли.

Финансовое бремя парализовывало возможность накопления, а частые общинные переделы земель предприимчивость, особенно среди зажиточных крестьян.
В обуржуазивании аграрного сектора, которое стало главным следствием крестьянской реформы, часто отмечают схожесть с прусским путем развития сельского хозяйства. Сходство действительно было, однако существовали отличия.


Начавшись с нововведений в решающей для аграрной России сфере государственной жизни, реформы, проводимые по единому замыслу, распространились на многие сферы общественной жизни, приняв комплексный характер. Особое значение для развития отечественной экономики имела земская реформа 1864 г., которая способствовала активизации деятельности основных производителей промышленных товаров для населения крестьян-кустарей. Проведенные земством исследования показали, что к числу наиболее трудно разрешимых проблем кустарного промысла относились их снабжение сырьем, обеспечение кредитом и сбыт продукции, слабая техническая подготовка кустарей. Выход был найден сначала в организованных кустарными музеями мастерских и пунктах сбыта, затем в переходе к системе артелей, удовлетворяющих потребности в краткосрочном кредите в сети губернских и земских касс, а также за счет средств частного фонда им.

С. Т. Морозова.
Большую роль сыграла и финансовая реформа. До 1861 г. кредитная система страны была представлена казенными дворянскими банками, предоставляющими кредит помещикам под залог имений, и частными банкирскими домами, кредитующими промышленность. В 1860 г. был создан Государственный банк, который вплоть до конца века не обладал правом самостоятельной эмиссии банкнот, а мог лишь заменять ветхие купюры на новые, принимать вклады и выдавать ссуды, осуществлять куплю-продажу золота, серебра, иностранной валюты и ценных бумаг. Это приводило к тому, что, образно говоря, банковская система страны выполняла роль автомобиля, запряженного лошадьми.

После реформы 1861 г. произошло объединение казенных банков с Госбанком. В этот период начинается активная деятельность коммерческих банков. Первый акционерный коммерческий банк (Санкт-Петербургский) открылся 1 ноября 1864 г., затем в столице возник целый ряд коммерческих банковских контор, в 1870 г. был образован Волжско-Камский, а потом Азово-Донской банки.

Помимо этого в экономике были проведены реформы более частного характера: отмена винных откупов и замена их единой системой акцизов и патентных сборов (1863), попытки восстановления ценности рубля денежными средствами (18621863) и другие.
Принципиальным отличием реформ 6070 гг. от всех предшествующих стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства. Они были закреплены в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслах» от 8 января 1863 г., которое положило конец неравенству сословий в правах на занятия частнопредпринимательской деятельностью. Ограничения, просуществовавшие до 1917 г., устанавливались для евреев, государственных служащих, священников православной церкви, протестантских пастырей, их жен и несовершеннолетних детей. Военные, как солдаты, так и офицеры, могли заниматься коммерческой деятельностью только через уполномоченных. Положение оставило две купеческие гильдии, отменив разряд «торгующих крестьян».

Серьезным шагом вперед стало введение экономического признака разделения промышленных заведений по техническому оборудованию и числу рабочих. Гильдейские свидетельства второго разряда брались владельцами промышленных заведений, в которых имелись машины с паровым или водяным двигателем или же насчитывалось более 16 рабочих, а также различными продавцами, действовавшими в пределах города или уезда. Гильдейские свидетельства первого разряда приобретали оптовые торговцы, работающие на всей территории России.

Помимо этих гильдий имелся разряд «мелочный торг», а также «развозной», «разносный».



Содержание раздела