d9e5a92d

Венгрия


Венгрия
В восточноевропейском регионе раньше других на путь реформ встала Венгрия, которая приступила к преобразованиям в 1968 г., хотя решения о хозяйственной реформе принимались еще в 1966 г. Тогда утверждалось, что основной чертой хозяйственного механизма должна стать органическая связь централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Однако попытки совместить эти во многом противоречивые начала не привели к желаемым результатам. Поэтому в 80-х годах наряду с созданием рынка потребительских товаров был взят курс на формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Возрастала доля частного капитала. В 1987 г. в этом секторе произведено 7% национального дохода (без учета частного сельскохозяйственного производства). В промышленности были разрешены частные хозяйства и фирмы с наймом до 500 человек. Развивались различные формы мелких предприятий, широкое распространение получили хозяйственно-трудовые сообщества (ХТС) добровольные ассоциации частных лиц с целью совместной деятельности в обслуживании, мелком производстве и прочих сферах. ХТС состояли исключительно из работников и пенсионеров данного предприятия и функционировали в нерабочее время. Предприятие и ХТС свободно договаривались об оплате за пользование помещением и оборудованием, о цене сырья и материалов, оплате услуг во внеурочное время. К 1983 г. в Венгрии образовалось свыше 3500 ХТС.
В Венгрии был избран путь прямой продажи акций государственных предприятий населению. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно и не оправдал надежд на быстрое формирование важного источника пополнения государственного бюджета. Банкам, государственным учреждениям и предприятиям было разрешено осуществлять эмиссию облигаций и акций, определенная доля которых могла приобретаться населением. Таким образом формировались акционерный капитал и рынок ценных бумаг.
В сельском хозяйстве Венгрии в те годы действовали противоречивые тенденции. Доля государственных предприятий оставалась довольно стабильной. Но за это время страна пережила две крупные волны «коллективизации», т.е. принудительного образования сельскохозяйственных кооперативов: в начале 50-х и в 19591961 гг. Последняя коллективизация передала в кооперативы из частного владения более 2/3 пахотной земли. Членам кооперативов было разрешено иметь лишь небольшой участок земли и немного домашнего скота. В последующие годы происходило постепенное расширение производства в частном секторе. Увеличивалось и кооперативное хозяйство при одновременном сокращении доли государственных предприятий.
Несмотря на то, что реформа в Венгрии началась раньше и протекала сравнительно радикально, к концу 80-х гг. существенных последствий для общества она не дала.
В начале 80-х годов в Венгрии произошла либерализация цен, что определило долговременный рост цен всех уровней. В этих условиях правительство вынуждено было ужесточить финансовую политику и к концу 1991 г. добилось некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен. Антиинфляционная политика принесла ощутимые результаты: значительный приток иностранного капитала, прогрессивные рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий.
В 1991 г. был принят закон о банкротствах, устанавливающий процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий: суд определяет сроки, порядок, очередность погашения долга и принимает решение о приватизации. Однако если предприятие в течение трех месяцев не может удовлетворить претензии кредитора, то производство прекращается. Введение закона о банкротствах повысило ответственность хозяйственных руководителей в финансовых вопросах.
В 19921993 гг., по оценкам экспертов, рубеж на пути перехода к рынку был пройден. Банковская и налоговая системы были приближены к нормам, действующим в западноевропейских странах, фактически достигнута внутренняя конвертируемость форинта. В это время удалось приостановить рост валовой задолженности, несколько сократить чистую задолженность. Наблюдался рост притока иностранного капитала (к концу 1993 г. он составлял 4 млрд. долл., т.е. половину всех инвестиций Запада в Восточной Европе и СНГ). Заметно выросла доля негосударственного сектора (частного, кооперативного, иностранного), которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых.


В целом завершилось создание законодательных основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т. д.). Страна приступила к санации убыточных предприятий. В 1992 г. были возбуждены дела о банкротстве против 2300 организаций.
Вместе с тем серьезный спад наблюдается в сельском хозяйстве, где произошла ликвидация сельскохозяйственных кооперативов. В 1992 г. объем производства аграрной продукции сократился примерно на 1/4. Продолжал сокращаться и объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета. Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения.
Таким образом, к 1994 г. страна миновала в основном стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике еще не наступил.
Польша
Во многом аналогичная ситуация сложилась и в Польше. Экономическая реформа здесь началась в 1982 г. с принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было, как предполагалось, стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе общественно-политического движения «Солидарность». Правительство Т. Мазовецкого начало форсировать переход к рыночным отношениям, близким к существующим в высокоразвитых странах Запада.
В трансформации социалистического общества Польша обратилась к «шоковой терапии». В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Однако социальная напряженность заставила правительство увеличить число контролируемых цен на продукты питания и продукцию 24 крупнейших предприятий-монополистов, а также резко сократить компенсационные расходы. Инфляция оставалась высокой и составила 250%, что вынудило правительство проводить жесткую денежно-финансовую политику. В результате наметилась тенденция снижения инфляции.
Одновременно нарастали и негативные последствия. Прежде всего сокращение производства в промышленности, трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, рост безработицы (более 1 млн. человек), снижение реальных доходов населения. Нарастало сопротивление приватизации (вплоть до оккупации зданий), чаще в системе торговли, где под видом борьбы с номенклатурой и монополией магазины продавались частным лицам со стороны, а не самим работникам торговли. На местах начала проявляться принудительная приватизация. Все это усилило недовольство людей, отказавших в ноябре 1990 г. в доверии правительству Т. Мазовецкого.
Положение в стране усугубляла огромная внешняя задолженность. Получив в 19711987 гг. 47 млрд. долл. кредитов, Польша выплатила в счет их погашения и уплаты процентов 50 млрд. долл., и в 1989 г. оставалась должна еще около 39 млрд. долл. Внутренних ресурсов даже для выплаты процентов уже не хватало. В поисках выхода власти вынуждены были идти на новые займы. Поэтому в 1990 г. была повышена ставка процента за кредит до 7080%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Сохранились и действовали некоторые прежние налоги. Так, налог на основные фонды препятствовал обновлению оборудования. Между тем необходимость борьбы с инфляцией и укрепления бюджета требовала отчислений значительной части доходов предприятий в бюджет, которые благодаря своему монопольному положению и дефициту рынка могли получать огромные прибыли. Однако в 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33,3 трлн. злотых. Правительство разрешило использование вексельного оборота и выдачу предприятиям банковских кредитов под залог (технические средства, транспорт и т. д.).
В 1991 г. польское правительство начало осуществлять политику приватизации. В условиях шоковой терапии в Польше в короткий срок было апробировано несколько форм приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности через купоны и через акции. Однако приватизация, не носившая массового характера, не могла принести сколько-нибудь заметных положительных результатов. К тому же экономическая деятельность предприятий, объем производства, численность производственного и вспомогательного персонала предприятий не изменились. И в итоге в 1991 г. средняя рентабельность приватизированных предприятий снизились с 2040% до 8%.
В 1992 г. наметились новые тенденции. Всеобщий спад начал переходить в структурный. При снижении производства в добывающей промышленности и металлургии оно выросло в деревообработке, электромашиностроении, химической промышленности. В первой половине 1993 г. производство в промышленности и сельском хозяйстве увеличилось на 8%. Рост ВВП (по оценке) составил в 1993 г. 45%. Стабилизационная программа помогла сократить инфляцию до 35,3% в 1993 г. Доля частного капитала в совокупном ВВП увеличилась за 1989 1993 г. с 28 до 50%. Структурная перестройка и спад производства в ряде отраслей обусловили повышение безработицы.

Содержание раздела