d9e5a92d

Послевоенные годы


На степень и формы развития системы государственного регулирования экономических отношений в годы Первой мировой войны в воюющих странах оказывали влияние следующие основные факторы: уровень социально-экономического развития, особенности национального уклада и социально-политических отношений и, безусловно, степень участия той или иной страны в непосредственных военных действиях. Тем не менее следует констатировать, что во всех странах участницах войны наблюдался ярко выраженный процесс этатизацин хозяйственных отношений, который после ее окончания был приостановлен, и началось обратное движение к сокращению гипертрофированной в чрезвычайной обстановке системы государственного регулирования.
Послевоенные годы
Послевоенный период нестабильного состояния хозяйства большинства стран мира явился прямым следствием тяжелых потерь, понесенных ими в 19141918 гг. На степень нестабильности также оказывал влияние ряд факторов, среди которых следует выделить: масштаб понесенных потерь, поражение или победа данной страны в войне, степень милитаризации и этатизации экономики в годы войны, общий уровень социально-экономического и политического развития, а также ряд национальных особенностей.
Период стабилизации
Следующий период 19241929 гг. характеризовался в развитых странах дальнейшим сокращением вмешательства государства в хозяйственные отношения. Впрочем, не следует понимать это как простое, механическое и тем более полное возвращение к системе относительно свободных рыночных отношений. Иллюзорность такого взгляда станет очевидной при более конкретном анализе развития хозяйства отдельных стран. Следует лишь заметить, что отступление этатизма было далеко не полным, да и не могло быть таковым, так как и в 20-е годы практически во всех странах наблюдался объективный процесс монополизации экономики, сращивания монополий и государства, дальнейшего искажения свободных рыночных отношений, что выражалось, в частности, через углубление внутрихозяйственных диспропорций и т. д. Кроме того, далеко несовершенная Версальская система, установившая «новый» политический порядок, в целом не разрешила острых европейских и мировых противоречий, а способствовала сохранению общей тенденции к милитаризации, подталкивала проигравшие войну страны к новой попытке территориального и экономического передела мира. Это в конечном счете служило политическим обоснованием сохранения достаточно сильных элементов этатизма также и в период стабилизация.
Период Великого кризиса 19291933 гг. повторно, за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерным для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы государственного регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное теоретическое обоснование в кейнсианской теории. В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал-социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса.
Послекризисныи период
Сравнительно небольшой период послекризисного состояния экономики 19341939 гг. не отмечен сколь бы то ни было очевидным, как это наблюдалось в 20-е годы, отказом от этатизма в большинстве ведущих стран. Причины этого, на наш взгляд, кроются прежде всего в целом крайне неустойчивом состоянии национальных экономик, которые в то время, хотя и в разной степени, испытывали последствия недавнего мирового кризиса. Более того, можно с известной долей уверенности утверждать, что практически повсеместно наблюдается дальнейшее развитие системы государственного регулирования экономики, в основе которой ярко выраженная тенденция к милитаризации в условиях подготовки стран ко Второй мировой войне.


28.2. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны США.

Экономика накануне и в годы Первой мировой войны


К началу Первой мировой войны США были крупнейшей мировой индустриальной страной мира, на долю которой приходилось более 35% мирового промышленного производства. Благодаря развитому сельскому хозяйству, инфраструктуре, чрезвычайно благоприятным природно-экономическим условиям, близости к неисчерпаемым рынкам Южноамериканского континента и весьма выгодной удаленности от конфликтующей Европы, США уже в начале XX в. не только обеспечивали себя всей необходимым, но и серьезно потеснили своих конкурентов, сделав заявку на мировое лидерство.
В отличие от европейских стран США практически не участвовали в Первой мировой войне, сохраняя нейтралитет вплоть до 6 апреля 1917 г. В непосредственные же военные действия армия США вступила только летом 1918 г., понеся небольшие по сравнению с европейскими странами потери (около 120 тыс. человек).
В целом за период подготовки к войне, и особенно в ее годы, США удалось активно использовать емкий рынок воевавших стран, выполняя контракты на поставки вооружения, что способствовало ускоренному промышленному развитию, а также продовольствия, что резко увеличило уровень сельскохозяйственного производства в стране. США удалось также расширить свое влияние на рынках, контролировавшихся ранее западноевропейскими странами, которые в то время были практически всецело заняты военными проблемами. В результате к окончанию войны страна оказалось способной погасить более половины своей внешнеэкономической задолженности и, более того, превратиться в самого крупного кредитора. Достаточно сказать, что США к 1918 г. располагали половиной мирового запаса золота.


Строительство одной из первых подводных лодок

Столь впечатляющие успехи США на фоне резкого падения хозяйственных показателей в других странах (за исключением Японии) закрепили за ними роль страны-лидера.
Кризисные явления
Однако, как и в других странах, в США за годы войны ощутимо наметились диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, что явилось как в известной степени причиной, так и следствием усиления тенденции государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.
Следует отметить, что еще в последние десятилетия XDC в. американское государство предприняло первые серьезные шаги по регулированию экономических отношений, связанные прежде всего с желанием ограничить негативное влияние, оказываемое монополиями на экономику. В годы же высокой военной конъюнктуры государство резко увеличивает количество правительственных заказов монополиям, непосредственно связанным с военным производством, предоставляя последним кредиты и субсидии. С целью концентрации производственного потенциала на задаче выполнения военных заказов правительство Америки в 19171918 гг. создает ряд комитетов, ответственных за размещение правительственных заказов, а также за распределение рабочей силы, топлива, сырья, транспортных средств. Деятельность этих новых, необычных для страны с либеральной экономикой государственных институтов координировалась военно-промышленным советом. Аналогичная централизация была характерна и для банковской сферы. Кроме того, правительство США направляло значительные бюджетные средства в производства, где ощущался недостаток частного капитала, в результате чего можно говорить о формировании зачатка государственного сектора в народном хозяйстве страны, тесно связанного с военной промышленностью.
Развитие в послевоенный период. Просперити
Послевоенный период, ознаменовавшийся серьезными кризисными явлениями в экономике большинства стран, как результат военной разрухи и издержек конверсионного процесса, а также серьезными социальными катаклизмами, не был столь ярко характерен для США. В течение двух послевоенных лет в стране сохранялась весьма высокая хозяйственная конъюнктура, в основании которой находилась активная помощь США, американских частных компаний по восстановлению разрушенного войной хозяйственного потенциала европейских стран. Однако вместе с сокращением общего объема военных и гражданских заказов кризисные явления все же коснулись экономики страны и прежде всего ее промышленного сектора. Кризис 19201921 гг., начавшись в тяжелой промышленности, распространился вскоре и на сельское хозяйство.
Впрочем, США достаточно быстро преодолели кризисные явления конверсионного периода и уже с 1923 г. наблюдается явное оживление конъюнктуры. Вплоть до конца 1929 г. экономика страны переживает время просперити (от англ, prosperity процветание). Фундаментом процветания стало ускоренное развитие новых отраслей (автомобильной, электротехнической, химической, радиотехнической и др.
Необходимо заметить, что просперити сопровождалось и рядом побочных негативных явлений, таких, как рост отраслевых диспропорций в народном хозяйстве страны, наличие хронической безработицы, рост процесса интенсификации труда, лихорадочный спекулятивный биржевой ажиотаж и др.).
В целом же в годы просперити система государственного регулирования экономики в США не получила развития. Напротив, эйфория процветания возродила оптимистические иллюзии возвращения к либеральным основам хозяйственных отношений, не требующим вмешательства извне.

Содержание раздела