d9e5a92d

Последствия промышленного переворота


В 7090-е гг. XIX в. накопленный колоссальный опыт развития производства вылился во вторую научно-техническую революцию (первая промышленный переворот). Она, в свою очередь, оказала огромное воздействие на развитие производительных сил, ведущих к созданию новых отраслей экономики металлургии и машиностроения, транспорта и электроэнергетики, химии и др. Тяжелая индустрия становилась преобладающей в промышленном производстве.


20.1. Особенности социально-экономического развития Англии

Последствия промышленного переворота
К началу 30-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот в Англии. Крупное машинное производство одержало победу над ремеслом и мануфактурой с их низкой производительностью труда и ручной техникой. В стране произошли серьезные социально-экономические изменения. К середине XIX в. Англия превратилась в страну городов и рабочих поселков, где проживало до 86% населения. Доля занятых в промышленности и строительстве повысилась до 50%, а в сельском хозяйстве снизилась до 15%. Торжество свободной конкуренции вызывало стремление к расширению производства. В итоге это приводило к значительному экономическому подъему страны. А усиление технической базы производства способствовало превращению Англии в мощную индустриальную державу «фабрику мира, мастерскую». Ее удельный вес в мире составил более 40%.
Лидером индустриального развития оставалась хлопчатобумажная промышленность. Выросло число фабрик, оснащенных ткацкими станками. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 18001870 гг. увеличился в 19 раз, потребление хлопка более чем в 1000 раз. В середине XIX в. в текстильной и швейной промышленности было занято свыше трети всех работающих. Дешевые и качественные ткани и изделия из них оставались главными статьями английского экспорта.
Заметно набирала темпы тяжелая промышленность. С использованием в металлургическом процессе горячего дутья значительно возросло производство стали и чугуна. В стране действовало более 600 доменных печей в основном благодаря новому методу выплавки стали, предложенному Г. Бессемером в 1856 г. За 18001870 гг. возросли добыча угля (в 11 раз) и выпуск продукции металлообработки (в 28 раз). На долю Англии приходилась половина производства чугуна, более половины добываемого каменного угля в мире. Выпуск продукции тяжелой промышленности страны превышал в четырепять раз выпуск продукции США, Германии и Франции.
Успехи индустриального развития во многом были обусловлены внедрением паровых двигателей. Их мощность лишь за первую половину XIX в. выросла более чем в 120 раз, а к 1870 г. в 800 раз. Паровые двигатели стали успешно использоваться в различных отраслях хозяйства.


Трактор с паровым двигателем для омнибуса (1871)

На дальнейшее ускорение обращения товаров, расширение и удешевление экономических связей между разными районами страны и заморскими территориями, осуществление внутренней и внешней торговли направлено было развитие парового транспорта. Островное положение страны стимулировало судостроение и судоходство. С 1811 г. в Англии получил развитие пароходный транспорт, с 4050 годов стало осуществляться строительство больших океанских судов.


«Ракета» Стефенсона

Изобретение в 1814 г. механиком Дж. Стефенсоном паровоза и строительство в 1825 г. первой железной дороги стимулировало дальнейшее железнодорожное строительство. Сравнительно небольшая по территории страна покрылась сетью железных дорог, ускорилась циркуляция товаров. Если в 1840 г. протяженность железных дорог составляла 1,4 тыс. км, то к 1870 г. она выросла почти в 18 раз и составила 25 тыс. км.
Промышленный переворот имел и другие существенные последствия.
Англия из аграрной страны превратилась в ведущую индустриальную державу. Крупнейшие сдвиги в развитии ее производительных сил, оснащение производства более передовой и совершенной техникой способствовали значительному росту производительности труда в 27 раз за период 17701840 гг.
Рост общественного разделения труда обеспечил расширение рыночных отношений. При сравнительной узости внутреннего рынка, из-за невысокой платежеспособности трудового населения предметом особого внимания и заботы становится борьба за внешние рынки. Устанавливается не только промышленная, но и торговая монополия. Англия располагала огромным торговым флотом. За 18001870 гг. его тоннаж увеличился более чем в 12,5 раз и составил 60% мирового тоннажа. Англия стала «мировым перевозчиком».


Утрата мирового промышленного лидерства
Однако в последней трети XIX в. Англия стала постепенно утрачивать свои передовые позиции. Доля страны в мировом промышленном производстве снизилась с 32% в 1870 г. до 18% к началу XX в. Сократились темпы роста промышленной продукции. В относительный упадок пришли старые отрасли текстильная, металлургическая, угольная. Их техническая база, сформировавшаяся в первой половине XIX в., успела устареть. Не был налажен выпуск новой техники электрических врубовых ivia-шин и автоматических ткацких станков и пр. Вообще по энерговооруженности труда английский рабочий значительно отставал от германского, тем более от американского.
В 8090-х гг. были образованы первые английские монополии. Крупные монополистические объединения создавались в новых отраслях промышленности электротехнической, трубопрокатной, химической, военных и др. Среди них англо-германский трест взрывчатых веществ (Динамит-Нобель, 1886), химический трест (Юнайтед Алкали, 1890). Финансовая группа Моргана сформировала мощный англо-американский судостроительный трест.
Но английские монополии, не отличавшиеся особой силой, уступали и германским, и американским. Промышленность страны во многом была ориентирована на экспорт. А баснословные доходы от эксплуатации колоний консервировали сложившуюся систему получения сверхприбылей. Вывоз капитала для английской буржуазии оказался более выгодным, чем его вложение в соответствующую промышленность, в научно-технические преобразования и модернизацию экономики. Так, если за последнюю треть XIX в. национальный доход Англии вырос вдвое, то доходы от зарубежных инвестиций в девять раз.
В старых промышленных отраслях (писчебумажной, ковровой, стекольной и др.) складывались обычно немногочисленные картели как «торговые ассоциации». Для хлопчатобумажной промышленности было характерно создание отдельных монополитических объединений по отделке и окраске тканей.
Колонии
К середине XIX в. наряду с мощной производственно-технической базой Англия стала располагать огромными колониальными владениями. Фактически могущество страны во многом обеспечивалось за счет эксплуатации подвластных территорий. Процветали грабеж местного населения и неэквивалентный обмен, многочисленные налоговые поборы и пр. Безжалостному разорению и разграблению подвергались земля и недра.
Из колоний по крайне низким ценам поступало все необходимое сырье и продовольствие. В свою очередь, бескрайние просторы Британской колониальной империи служили обширным рынком весьма выгодного сбыта английских товаров по монопольным ценам.
В это время завершился захват Индии самой прекрасной жемчужины в британской короне. В Индии проживало около 70% населения всей Британской империи, к 1860 г. на площади в 6,5 млн. кв. км. здесь проживало 145 млн. человек. Правда, усилившееся в эти годы освободительное движение заставило правительство Великобритании предоставить статус доминиона Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканскому Союзу. Эти переселенческие колонии превратились в аграрно-сырьевые придатки метрополии.
В последней трети XIX в. значение колониальной империи для английской буржуазии существенно возросло. К концу XIX в. она настолько разрослась, что в ней уже проживало более 300 млн. человек. Колонизация продолжалась и в начале XX в. К прежним методам обогащения за счет колоний добавился вывоз капитала, который из-за низких издержек производства на местах стал весьма прибыльным.
Торговая политика
Капиталистическая индустриализация, укрепив промышленность и превратив Англию в «фабрику, мастерскую мира», существенно изменила направления внешнеторговой политики.
Меркантилизм с его регламентацией промышленного производства утратил свое былое значение. Теперь Англия, далеко обогнав другие страны по уровню промышленного развития, не опасалась конкуренции. Рост финансовых ресурсов снизил фискальную роль пошлин. Так, в 20-е гг. XIX в. пошлины на промышленные товары снизились с 50 до 20%. В середине столетия на готовые изделия они были значительно снижены, на сырье и полуфабрикаты вообще отменены. Одновременно были ликвидированы ограничительные «хлебные законы», отменены Навигационный акт Кромвеля и ограничения каботажной торговли.
Этот переход от протекционизма к фритредерству (свободной торговле) способствовал дальнейшему экономическому развитию страны, накоплению капиталов, росту темпов индустриализации.
В свою очередь, низкие цены на сырье, усиливавшие конкурентоспособность английских товаров на мировом рынке, способствовали также снижению пошлин для сбыта английских товаров, пользовавшихся широким спросом на рынках других стран.

Содержание раздела