d9e5a92d

Крестьяне обрабатывали свои участки на правах вечной аренды.


Известно, что еще в ХIIвеке в Японии сложилась сословная система, именуемая си-но-ко-сё и определявшая общественное и экономическое положение различных групп населения. Самую высшую ступень в этой иерархии занимали светские феодалы (символ си), которые обладали земельной собственностью и имели исключительное право занимать высшие государственные и военные посты. Выходцами из их числа были придворные поэты, художники, ученые, врачи ипр.

В это сословие входили и военные дворяне— самураи (буси).
Вторым по значимости сословием считалось крестьянство (символ но), которое составляло более 80% общей численности населения. Формально крестьяне были лично свободными людьми, их нельзя было покупать или продавать. В то же время они не могли свободно менять местожительство и род занятий. Все земельные угодья принадлежали феодалам, императорской семье или монастырям.

Крестьяне обрабатывали свои участки на правах вечной аренды. В структуре феодальной ренты господствовал натуральный оброк, достигавший 40–60% урожая риса.
Третье сословие составляли ремесленники (символ ко), которые переселялись в города в XIII–XIVвеках, когда ремесло окончательно отделилось от земледелия. Среди горожан имелось и четвертое сословие— торговцы (символ сё). Ремесленники и торговцы объединялись в цеховые гильдии (корпорации), как правило состоявшие из 10–50человек.

Все горожане считались более низким сословием, нежели крестьяне, хотя по имущественному положению они были гораздо богаче. Зачастую богатые торговцы могли получить статус самураев.
К концу XIVвека в социально-экономической структуре страны произошли большие изменения. Ведущим сословием вновь стали владельцы крупных феодальных княжеств (даймё), которые лишь формально признавали власть сёгуна, а реально обладали почти неограниченными правами в пределах своих имений. Даймё целенаправленно стремились ликвидировать небольшие поместья военных дворян-самураев.

Самураи повсеместно разорялись и были вынуждены переселяться в города или возвращаться на службу к князьям и селиться в их замках. За службу они уже получали не лены, а всего лишь рисовые пайки. Кое-где самураи превращались в крестьян и должны были обрабатывать княжеские земли.
В ХIV–ХVвеках произошли заметные изменения в сельскохозяйственном производстве. Благодаря улучшению агрикультуры крестьяне стали собирать на своих полях по два урожая в год: сначала выращивали рис, а потом, после его уборки, высевали ячмень или пшеницу, которые успевали созреть к осени. На засушливых полях создавались системы орошения. На различных видах работ стали использоваться быки и лошади.

В ХVвеке началось культивирование хлопка и сахарного тростника.
Повышение продуктивности сельского хозяйства сопровождалось усилением феодальной зависимости крестьян. Так, крестьяне, которые обрабатывали не очень плодородные участки, должны были отдавать в пользу феодала 10–30% собранного риса. Чем выше было плодородие земли, тем эта часть урожая была больше— до 60–80%.
Экономика городов находилась в прямой зависимости от развития сельского хозяйства. Распространение культуры хлопчатника привело к становлению производства хлопчатобумажных тканей (наряду с традиционным производством шелковых тканей). Государство оказывало различную помощь ремесленникам в виде налоговых льгот ипр.

В свою очередь, многие князья-даймё стали поощрять создание в своих имениях ремесленных предприятий. Особенно эта тенденция усилилась в XVIвеке, когда появилось сословие новых даймё, которые вкладывали средства не только в сельское хозяйство, но и в ремесленное производство, развитие дорог, строительство торговых складов и магазинов. Все это во многом напоминало процессы, происходившие в Западной Европе, в частности в Англии, где в это же время формировалось новое дворянство.
В ХV–ХVIвеках Япония стала активно выходить на внешний рынок. Сначала это были торговые связи с Китаем и Кореей. В 1542–1543годах японских берегов достгли португальцы, а в 1584году— испанцы, проявлявшие большой интерес к взаимной торговле.

Вместе с европейскими купцами в Японию проникло христианство. Вэтот же период европейцы привезли в Японию огнестрельное оружие, которого японцы до той поры не знали.


Политическая раздробленность страны затрудняла развитие японской экономики. Каждое княжество имело свою систему местных налогов и таможенных пошлин, в стране все еще преобладал товарный обмен, при котором вместо денег употребляли рис.
Процесс политического объединения активизировался во второй половине ХVIвека. Его возглавил полководец Ода Набунага (1534–1582), первый из трех объединителей Японии. В 1573году он сверг последнего сёгуна из династии Асикага и начал решительно осуществлять реформы. Прежде всего Ода Набунага объединил 30японских провинций из66.

Затем он попытался ликвидировать внутренние таможенные заставы и упорядочить налоговую систему. В стране началось строительство общегосударственных дорог, мостов. Были введены в обращение золотые и серебряные монеты вместо риса.
Активная деятельность Ода Набунага вызывала неприязнь у его противников, выступавших за сохранение старых порядков. В 1582году он был убит. Дело Ода Набунага продолжил его сподвижник Тоётоми Хидэёси (1536–1598), второй объединитель Японии. В 1589–1596годах была проведена земельная реформа, в ходе которой все земельные участки были занесены в кадастр. Это позволило зафиксировать степень плодородия земель и в соответствии с этим уточнить величину налогов.

Повсеместно земельная рента повышалась до 2/3 урожая. В деревнях создавалась система пятидворок, где всех крестьян связывала круговая порука. В1591году был издан указ, строго запрещавший крестьянам самовольно покидать свои наделы и уходить в другие поселения.

Это вплотную приближало крестьян к крепостной зависимости от феодалов.
На рубеже ХVI–XVIIвеков борьба за власть усилилась, и в 1603году страну возглавил третий объединитель Японии Иэясу Токугава (1542–1616), провозгласивший себя верховным правителем— сёгуном. С этого времени начался новый период в истории Японии— третий сёгунат Токугава, представители которого правили до 1867года.
Однако объединение страны было весьма относительным. По-прежнему основой административно-политической структуры Японии оставались княжества, составлявшие опору для диктатуры сёгуна. Верными защитниками сёгуна являлись самураи, получавшие за службу рисовый паек (позже их стали переводить на денежное жалованье).
Токугава повел решительную борьбу с европейским присутствием в стране. В 1614году было запрещено христианство, затем преемники Токугавы стали высылать из страны иностранцев. В 1623–1624годах Японию покинули англичане и испанцы, а к 1639году из нее выслали всех португальцев. Из европейцев только представители Голландии еще могли вести кое-какие торговые операции, но и их количество постоянно сокращалось. Новые законы запрещали японцам покидать страну, а также строить корабли водоизмещением свыше 80т.

К берегам Японии могли приплывать только небольшие лодки-джонки из Китая. К ХVIIIвеку Япония усилила все внешнеторговые ограничения и фактически взяла курс на международную самоизоляцию.
В период третьего сёгуната ужесточилась сословная система си-но-ко-сё, в соответствии с которой поведение людей было предельно регламентировано. Особенно много ограничений существовало для крестьян. Так, им запрещалось употреблять рис и рисовую водку, курить табак, надевать шелковую одежду, проводить пышные празднества, ходить в гости ит.д.

За их поведением следили специальные чиновники.
Для крестьян был установлен строгий распорядок дня: они все вместе должны были, например, с утра косить траву, потом работать на рисовых полях, вечером плести циновки, мешки. Кроме того, они платили большой оброк. Ихотя существовал принцип четыре части— князю, шесть— народу (т.е. размер оброка был определен в 40% от урожая), реальная величина податей в пользу феодалов доходила до 70% валового урожая.
Но особый произвол по отношению к крестьянам творили сборщики налогов, которые постоянно изыскивали новые объекты обложения. Помимо земельных участков налогами облагались окна и двери домов, шелковые и хлопчатобумажные ткани, рисовая водка, посевы бобов и конопли, ореховые и плодовые деревья и многое другое.
Крестьяне должны были также нести почтовую службу и поставлять лошадей для государственных транспортных перевозок (гужевая повинность). Они по-прежнему были обязаны определенное количество дней вгоду работать на строительстве императорских дворцов, храмов, мостов, дорог, оросительных систем. Среди японских крестьян было много совсем бедных, пьющих воду людей, не имевших достаточных средств для пропитания.

Многие из них пытались заложить или продать свои участки купцам и ростовщикам под высокие проценты, но в 1742году появился указ, запрещавший проводить такие операции.
В результате крестьяне стали бросать землю, уходить в города, но и там не было особых шансов вырваться из нищеты. Японию сотрясали крестьянские бунты. Во время третьего сёгуната в стране произошло 1163восстания и рисовых бунта, которые подрывали устои феодализма.



Содержание раздела