d9e5a92d

Что дает знание истории мировой экономики


Что дает знание истории мировой экономики
Итак, экономическая история (история мировой экономики) фундаментальная экономическая наука. Без соответствующего развития этой науки невозможно развитие экономической теории. Уместно напомнить, что Ф. Энгельс называл К. Маркса человеком, «теория которого представляет собой результат длившегося всю его жизнь изучения экономической истории и положения Англии ...».
Без знания этой дисциплины нет высокообразованного, широкомыслящего компетентного экономиста, понимающего суть экономических процессов и причин успехов или неуспехов хозяйственного развития той или другой страны в конкретную историческую эпоху.
Изучивший экономическую историю будет знать, почему, например, Голландия, будучи образцовой капиталистической страной в XVII в., уже в XVIII в. отошла на второй план. Или почему Англия, классическая страна первоначального накопления капитала и бывшая мастерской мира в середине XIX в., в конце этого же столетия пропустила вперед США страну с колониальным прошлым, с использованием непроизводительного труда рабов, а также Германию, где феодализм задержался значительно дольше, чем в Англии, Голландии, Франции.
Знание экономической истории позволяет видеть в развитии и сравнении такие важнейшие социально-экономические явления и процессы, как эволюция систем землепользования и землевладения, развитие форм организации промышленного производства, становления денежной системы и системы налогообложения и др.
Знание экономической истории это понимание того, что сложившиеся в ту или иную эпоху формы собственности, производственные отношения, экономические категории, экономические показатели, хозяйственный механизм находятся в постоянном движении, не остаются неизменными, они исторически преходящи и подлежат обязательному устранению, замене, преобразованию при переходе от одной ступени к другой.
Знающий экономическую историю увидит и оценит непрерывающуюся линию восхождения человеческого общества от первой экономической революции, когда в первобытную эпоху возникло производящее хозяйство, прохождения этапа промышленной революции, повлекшей формирование индустриальной цивилизации, до осуществления второй и третьей научно-технических революций, проложивших дорогу к постиндустриальному, информационному обществу.
Знающий экономическую историю поймет альтернативность (многовариантность) экономического развития ни одна страна не копировала слепо модель другой, а определяла свой путь развития с учетом природных, социальных, исторических возможностей, а также эффективности экономической политики государства. Яркие тому примеры: решение аграрного вопроса в ходе буржуазных революций; особенности промышленного переворота по странам; ход монополизации; варианты выхода из экономического кризиса 19291933 гг. (Великой депрессии); модели возрождения национальной экономики после Второй мировой войны и др.
Изучение истории мировой экономики особенно важно потому, что эта наука имеет большое практическое значение не зная прошлого, нельзя шагать правильно в будущее. Для выработки философии экономического развития (т. е. направления экономической политики) необходимо глубокое изучение прошлого, в значительной мере, хотя и недостаточно обобщенного историко-экономической наукой. Представляется, что неудача осуществляемых в нашей стране реформ во многом объясняется полным незнанием нашими преобразователями экономической истории человечества, его хозяйственного опыта и отклика на экономические явления и процессы историко-экономической науки. Примеры: применение монетаристской модели в условиях наличия одной формы собственности (государства), отказ от государственного регулирования экономики, хотя уже в начале XX в. саморегулирование в капиталистических странах было отвергнуто; либерализация всего, в том числе внешнеэкономических отношений без обеспечения воспроизводственного процесса внутри страны, хотя все страны в период становления экономики прибегали к протекционизму, и пр.

Вопросы для повторения
1. Что изучает история экономики?


2. Какие этапы прошла в своем развитии историко-экономическая наука?
3. Назовите основные факторы экономического развития.
4. Охарактеризуйте варианты периодизации экономической истории.


1. Первобытная эпоха и Древний мир


1. Экономика первобытного общества

Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт. 1) Это самый длительный в истории человечества период от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. В сравнении с этим периодом все остальные эпохи по времени ничтожно малы. 2) В изучении истории первобытного общества очень много «белых пятен», спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда. Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Так, нет единства мнений по вопросу о том, когда на Земле появились первые люди указываются даты от 5 млн. до 500 тыс. лет назад, когда появился человек разумный (оценки колеблются от 200 до 35 тыс. лет до н. э.). Неясно также, где и почему возникли люда. Спорным является вопрос о хозяйственно-культурных типах и времени их возникновения.
Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения позднепервобытной общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей эволюции форм собственности.
Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшней день, и не может претендовать на абсолютную полноту.



    1. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада



    Древнейший период человеческой истории принято обозначать как эпоху первобытного человеческого стада. Название это не случайно: человек в то время еще практически никак не выделялся из животного мира. Хозяйственный быт пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, обезьян.
    Какими хронологическими границами датируется эта эпоха? Дата начала антропогенеза становления человека и человеческого общества в 2,5 млн лет является наиболее реалистичной. Завершается эта эпоха возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.
    Питекантроп
    В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочке был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека, да и от сменивших его пралюдей прежде всего строением черепной коробки. Мозг питекантропа имел объем 900 см3, череп сохранил много обезьяньих признаков: малую высоту, примитивную структуру, сильно развитый надбровный валик. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции.
    Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Для этого он использовал дерево и кость, а кроме того, валуны и гальку, подвергнув их примитивной обработке: сколы на камнях еще не обнаруживают какой-либо регулярности. Питекантропы в своей деятельности также применяли так называемые эолиты камни, расколотые природными силами. Именно камень становится основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго вплоть до IVШ тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э.
    Вопрос о местах обитания питекантропа связан с проблемой прародины человечества. В качестве наиболее вероятных территорий исследователи указывают на Центральную и Южную Африку и Центральную Азию и исключают гипотезы о возникновении человечества в Австралии и Америке, которые вообще не входили в зону расселения высших приматов. По-видимому, отдельные группы питекантропов жили в условиях относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.
    Повседневная жизнь питекантропов во многом была похожей на жизнь их непосредственных предшественников австралопитековых обезьян и те, и другие вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей рыбу ловили руками. Они кочевали так легче было найти пропитание, жили небольшими группами в 2530 взрослых особей. Жилищами для них служили природные убежища в виде пещер, гротов, скал, а также деревьев и кустов. Питекантропы не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

    Содержание раздела