d9e5a92d

У скотоводов-кочевников богатство измерялось поголовьем стад.


Когда испанцы начали плавать к берегам недавно открытой Америки, первый их вопрос к туземцам был: есть ли в этих местах золото?
А когда посланцы французского короля прибыли к наследнику Чингисхана, тот спросил их: много ли скота у их государя?
Хотя золото и скот вещи, совершенно несхожие, вопрос испанских моряков означал то же самое, что и вопрос монгольского хана: достаточно ли богата эта страна, чтобы ее стоило завоевывать?
Итак, у различных людей и народов понимание богатства зависит от того, что у них ценится более всего. У скотоводов-кочевников богатство измерялось поголовьем стад. У русских помещиков числом крепостных крестьян, потому что их доход зависел от числа работников. У английских лордов богатство зависело от площади земельных владений, потому что крестьяне платили им арендную плату с единицы земли (акра).

У иных горожан XIXXX вв. мерилом богатства служили число и размеры доходных домов. У купцов разных стран и времен размеры торговых оборотов.
В целом можно заметить, что во все времена богатство связывалось в глазах людей или с предметами (скот, дома, утварь, украшения...), или с деньгами (золото, серебро...).
Все считают, что тот человек богат, у кого этих денег или вещей много. Но что значит много ?
В средние века английской королеве подавали на завтрак кусок сала и кружку пива. Как назвать такую трапезу роскошной или скудной? Сравним: завтрак крестьянина состоял из миски овсяной каши, сваренной на воде. И не все могли эту кашу заправить салом. А кто-то даже подобный завтрак мог позволить себе не каждый день.

Это считалось признаком бедности, но еще не признаком нищеты.
Лет 200300 назад у среднего английского ремесленника были холщовая рубаха, кожаная обувь, постельное белье из полотна; у него были ножи и ложки, глиняная и оловянная посуда4, стекла в окнах, уголь в очаге. Красочно описав всю подобную обстановку и утварь, Адам Смит замечает, что в сравнении с роскошью богача все это очень скудно и просто, но превосходство обстановки европейского короля над обстановкой ремесленника, возможно, меньше, чем превосходство последней над обстановкой многих африканских царьков абсолютных владык жизни и свободы тысяч нагих дикарей .
Итак, богатство человека (в экономическом смысле этого слова) измеряется тем, насколько велико количество полезных и приятных вещей, которыми он может пользоваться.
Однако вещи изнашиваются, портятся, становятся хламом и выбывают из употребления. Так что набор вещей сам по себе, даже широкий и разнообразный, это еще не настоящее богатство. Наверное, правильнее будет понимать богатство как возможность постоянно пользоваться большим количеством разнообразных полезных и приятных вещей, приобретая новые вместо выбывших из строя. Такую возможность человеку дают деньги.

На них можно обновлять свою обстановку покупать вещи или заказывать их изготовление, нанимать людей для каких-то работ или услуг. Неудивительно, что во все времена многие люди представляли себе богатство главным образом в виде большого количества денег.

Что неподвластно мне? Как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою...
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды...
Мне все послушно, я же ничему...

Так говорит Скупой рыцарь у Пушкина, озирая в своем подвале сундуки с золотыми монетами. Но подумаем немного, действительно ли богат такой человек? Молодой Альбер говорит об отце:

Как пес цепной, в нетопленой конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе...

Альбер мечтает о дорогом убранстве, атласных одеждах, новых конях, красивых женщинах... Деньги отца для него будто и не существуют. Пока он не может их тратить, он беден и унижен перед другими рыцарями.

Но ведь и отец его, имея горы золота, живет, как последний бедняк!
Мы можем сказать, что отец Альбера скупердяй вроде Плюшкина. Но что было бы, не будь он таким скрягой? Сам Скупой рыцарь представляет себе это так:




Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Он сундуки со смехом отопрет,
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.. .
Он расточит... А по какому праву?

Конечно, Альбер очень быстро промотал бы сокровища отца. И во все времена собранные отцами богатства действительно сплошь и рядом расточались детьми. И уже мало что оставалось внукам, которые беднели и нищали.

Сам Скупой, если бы стал жить в роскоши, тоже растратил бы свое золото, хотя, наверное, и не так быстро.
Беречь или тратить? Выходит, то и другое можно понимать как богатство. Однако то и другое могут на деле означать отсутствие богатства. Деньги, сберегаемые в сундуках, не приносят пользы.

А начни их тратить, они рано или поздно иссякнут...
...Если только эти запасы не будут постоянно пополняться.

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам...

... Когда-то в древности один человек, отправляясь в долгое путешествие, позвал трех своих слуг и поручил им хранить его богатство. Одному он дал пять талантов серебра, другому два, третьему один талант5.
Первый слуга осенью накупил зерна на пять талантов. Второй истратил два таланта на шерсть. Третий, помня о наказе хранить богатство хозяина, зарыл серебро в землю в укромном месте, В течение зимы первые двое продавали зерно и шерсть с большой выгодой. Весной вернулся хозяин и потребовал отчета.

Первый слуга сказал: "Ты поручил мне пять талантов. Вот они, а вот еще пять, которые я за них выручил". Второй слуга сказал: "Ты поручил мне два таланта.

Вот они, а вот еще два, которые я на них заработал". Подошел третий и сказал: "Ты поручил мне хранить один талант. Вот он, я его сохранил".
Тогда хозяин двух первых похвалил и наградил, а третьего отругал и выгнал с работы6.
Вот мы и подошли к самому интересному и, наверное, наиболее правильному пониманию богатства. Это не просто запас денег или вещей. Богатство это такой запас (неважно, чего), который, если его тратить, возобновляется и при этом еще с добавкой (с придачей, с избытком, с прибылью).
Осенью, когда собран урожай и овцы обстрижены, в продаже появляется много зерна и шерсти. Когда чего-то на рынке много, цены всегда невысокие. Зато в течение зимы запасы у всех сокращаются, и цены таких товаров поднимаются. В том и состоял расчет первого и второго слуг. Они действовали как купцы.

То, что они сделали с порученным им серебром, называется "пустить деньги в оборот" (или 'в ход", или "в дело", или "в работу"). А такой запас, который можно пустить в ход, чтобы возобновить, да еще получить доход, называется КАПИТАЛОМ.
Может показаться, что капиталом непременно является сумма денег. Это не так. В рассказанной истории капитал сперва был запасом денег, потом он превратился в запасы зерна и шерсти, а эти запасы затем снова превратились в деньги. Такая последовательность превращений называется оборотом капитала.

Деньги удобны как начальный запас, потому что их можно пустить в дело различными способами. Как говорят экономисты, деньги обладают наибольшей ликвидностью7. Денежная форма создает свободу выбора употребления капитала.

Но капитал может и не быть деньгами.
Когда в распоряжении человека имеется стадо овец, но торгует он не овцами, а их шерстью, шкурами и мясом, это стадо является для него капиталом, т.е. возобновляемым запасом, приносящим прибыль. Нетрудно заметить, что такой вид капитала отличается от капитала из евангельской притчи.
Деньги, чтобы принести своему владельцу доход, должны уйти от него и потом вернуться. Такого вида капитал называется оборотным капиталом. Владелец его получает доход после того, как капитал совершил полный оборот.
Овцы приносят постоянный доход своему владельцу только в том случае, если остаются при нем. Они дают ему шерсть и мясо для продажи и получения дохода, но сами постоянно находятся в руках хозяина. Такой вид капитала называется основным капиталом.
Нетрудно увидеть, что основной капитал может приносить доход только тогда, когда у владельца его есть еще и какой-то оборотный капитал. У скотовода оборотным капиталом служат шерсть, шкуры и баранина. Их он отдает на рынке за деньги, часть денег тратит на прикорм для овец, оплату труда пастухов, содержание овчарок, ремонт загонов и прочее.

В результате за сезон его овцы снова нагуливают шерсть и мясо, которые снова идут в оборот, и т.д.
Эти понятия об основном и оборотном капитале, их различия и особенности в деле создания дохода впервые объяснил Адам Смит, который сам же и придумал им названия8.
Капитал и есть подлинная форма богатства. При разумном ведении хозяйства капитал расходуется и возвращается с прибылью. Он расходуется временно и возобновляется в обороте.

При удачном ведении дел он может еще и увеличиваться. Если его владелец направляет часть прибыли на увеличение своего стада (скотовод) или на закупку дополнительных партий товара (купец), это называется сбережением дохода и накоплением капитала.
Тот хозяйственный уклад, который сложился в Европе в XVI XIX вв., принято называть капитализмом, однако капитал существовал много тысячелетий.



Содержание раздела