d9e5a92d

ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ


...сам для себя Чепурный открыл одну успокоительную тайну,
что пролетариат не любуется видом природы, а уничтожает ее
посредством труда, это буржуазия живет для природы:
и размножается, а рабочий человек живет для товарищей:
и делает революцию. Неизвестно одно нужен ли труд
при социализме или для пропитания достаточно одного
природного самотека? Здесь Чепурный больше соглашался
с Прокосрием, с тем, что солнечная система самостоятельно
будет давать силу жизни коммунизму, лишь бы отсутствовал
капитализм, всякая же работа и усердие изобретены
эксплуататорами, чтобы сверх солнечных продуктов
им оставалась ненормальная прибавка.
Андрей Платонов. "Чевенгур"

Успех либеральных идей. Бастиа

Если XVIII столетие можно назвать веком расцвета мировоззрения естественной свободы и экономического .либерализма, то XIX столетие стало, в известном смысле, веком реакции на этот принцип. Поначалу у представителей классической школы либерализм шагает победным шагом. Он овладевает сознанием широких кругов общественности, в том числе и политиков. В Британии создается "Лига борьбы против хлебных законов".

Ее лидеры Кобден и Брайт сами были теоретиками свободы торговли (фритредерства). С их именами связана так называемая манчестерская школа политэкономии, лозунг которой сводился к принципу laissez. faire.
Во Франции страстным проповедником идей манчестерцев выступил Клод Фредерик Бастиа (18011850). Он не был ученым-исследователем, но зато обладал даром блестящего публициста-популяризатора. Бастиа был душой первой во Франции "Ассоциации за свободу обмена" (1846). В 1845 г. Бастиа выпускает книгу "Кобден и Лига".

В 1848 г. он избирается депутатом Учредительного собрания Франции, а в 1849 г. становится членом Законодательного собрания. По словам биографа Бастиа, как депутат он "поднимал свой сочувственный голос в пользу рабочего класса и подоходного налога, против расточительности правительства, ложившейся тяжким бременем на благосостояние народа".
Два главных сочинения Бастиа "Экономические софизмы" и "Экономические гармонии" созданы в 18481850 гг. Бастиа писал так: "Труд и природа участвуют в производстве продуктов в различной степени... Доля участия природы всегда даровая, и только участие труда сообщает продукту его ценность и должно быть оплачено".
Дадим еще несколько образцов стиля Бастиа:
"Надо сказать, что в мире слишком много великих людей, слишком много законодателей, организаторов, основателей обществ, вождей народов, отцов наций и пр. и пр. Очень уж много людей, которые становятся выше человечества, чтобы заправлять его судьбами, слишком много людей, считающих своим непрошеным призванием печься о его благополучии".
"Ведь Государство не об одной руке и не может быть таковым У него две руки одной брать, а другой раздавать... Деятельность второй по необходимости подчинена деятельности первой. Строго говоря, Государство может брать и не отдавать, что и случалось иногда.

Это объясняется пористым и липким свойством обеих рук, в которых всегда удерживается какая-нибудь часть, а иногда и все сполна, до чего только они ни прикасаются. Но чего никогда не видели, чего никогда и никто не увидит и чего даже предположить нельзя чтобы Государство возвращало обществу более, чем сколько оно получило от него .
Острие полемики Бастиа направлено против социалистов. Они выступали за сохранение, умножение и усиление экономических функций государства, обещая народу рост благоденствия. По этому поводу Бастиа пишет: "В отношении невозможного очень легко давать обещания, но нелегко исполнять их". И далее: "Таким образом, у общества две надежды, у правительства два обещания: много благ и никаких налогов.

Так как надежды и обещания противоречат друг другу, то они никогда не осуществляются".
“Не в этом ли причина всех наших революций? продолжает Бастиа. Между Государством, расточающим неисполнимые обещания, и обществом, преисполненным неосуществимых надежд, становятся два класса людей: честолюбцы и утописты. Достаточно этим искателям популярности крикнуть народу: "Правительство обманывает тебя! Если бы мы были на его месте, то осыпали бы тебя благодеяниями и освободили бы от налогов".



И вот народ верит, народ надеется, народ делает революцию”.
Революция 1848 г. была третьей во Франции после 1789 и 1830 гг. Непосредственно о социалистах Бастиа пишет так: "Эти учения усиленно восстают против тех, кого они называют посредниками. Они охотно уничтожили бы капиталиста, банкира, спекулянта, предпринимателя, торговца и негоцианта, обвиняя всех их в том, что они становятся помехою между производством и потреблением, вымогая деньги у той и другой стороны и не доставляя им взамен ровно ничего.

Или, еще лучше, они хотели бы возложить на государство дело, исполняемое этими лицами...
Софизм социалистов в этом отношении состоит в том, чтобы доказать обществу, что оно платит посредникам за оказываемые ими услуги, и скрыть от общества, что ему пришлось бы платить за то же государству... Они хорошо понимают, что самая нелепая пропаганда всегда имеет некоторый успех среди людей, обреченных на страдания: голод плохой советчик..." Далее в этой главе мы познакомимся с теми, кто поносил "посредников", т.е. капиталистов.
"...И вот при помощи громких фраз: эксплуатация человека человеком, спекуляция голодом, барышничество они начали поносить торговлю и утаивать ее благотворное влияние 1 ...
Как бы то ни было, но раз приходится прибегать, как называют социалисты, к паразитам, то спрашивается: который из этих паразитов менее требователен негоциант или чиновник?" "Чем более рассматриваешь эти передовые школы, пишет Бастиа, тем более убеждаешься, что в основе их лежит только одно невежество, провозглашающее себя непогрешимым и во имя этой непогрешимости взывающее к деспотизму". А о самих социалистах он высказывается так: "В их сердцах живет еще какая-то сентиментальная филантропия, тогда как из уст истекает ненависть".
Полемика против социалистов лишь одно из направлений публицистики Бастиа (надо думать, именно за это его так ненавидел Карл Маркс). Главной его целью была пропаганда либерально-экономических идей. В те годы, как уже говорилось в главе 16, Англия в одностороннем порядке отменила или сильно урезала свои внешнеторговые пошлины и начала проводить политику свободной торговли.

Этим ознаменовался успех деятельности Лиги КобденаБрайта.

Социалистическое поветрие

В то время как экономический либерализм перетекал из теории в политику, где одерживал одну победу за другой, в теории уже набирала силу реакция в виде социалистических идей.
Родиной современного социализма можно считать Францию. Хотя подобные идеи рождались и прежде по всей Европе (см. главу 17), именно во Франции идеи социализма возникли в сочетании с элементами наукообразных рассуждений.
К "научному социализму" МарксаЭнгельса привела дорожка, на которую первыми вступили писатели типа Морелли. От Морелли эти идеи перешли к Бабефу и его друзьям. История "равных" отозвалась творчеством Сен-Симона, Фурье и их учеников. А на смену им уже спешили братья Бланки Огюст (практик, революционер) и Адольф Жером (теоретик, экономический писатель).

Последний выпестовал Пьера Жозефа Прудона (18091865), который написал книгу "Что такое собственность?" Прудон сам же и ответил на этот вопрос: "Собственность это кража".

Пьер Жозеф Прудон

К тому же поколению социалистов принадлежали Пьер Леру (рабочий-наборщик, как и мысли Прудон), Этьен Кабэ (см. главу 17), христианский социалист Ламенне, радикал-социалист и государственник Луи Блан. Многие из социалистов были совершенно искренними борцами за справедливость, не помышлявшими о насилии и деспотизме.
Таков был Прудон, вообще отрицавший ценность централизованной власти, даже представительной. Прудон считал, что всеобщее голосование может стать орудием тирании. "Я нисколько не верю в эту божественную интуицию толпы, писал он позже, которая будто бы заставляет ее с первого взгляда распознавать достоинства и почтенность кандидатов". Не идеализировал Прудон и трудящиеся классы.
Он писал, что "класс самый бедный и самый многочисленный, именно потому, что он самый бедный, является в то же время и самым неблагодарным, самым завистливым, самым безнравственным и самым трусливым".
Демократию, основанную на законе большинства, Прудон считал организованным насилием немногих над остальными. Идеалом Прудона было государство анархии, т.е, отсутствие центральной власти и местная самоорганизация населения. В те же годы, однако, Луи Блан проповедовал противоположную модель социализма. "Не забрать в свои руки власть как орудие значит встретить ее как препятствие", писал он.

Блан настаивал, что наилучший вариант это диктатура просвещенной группы населения.
И вот в Париж, в самую гущу социалистического брожения и бурления, из стоячего болота Пруссии, где интеллигенция зациклилась на философских дискуссиях, угодил в конце 1843 г. молодой доктор философии (по-нашему кандидат философских наук) Карл Маркс (18181883).

Молодой Маркс

Надо сказать, в Германии в 30 40-е гг. тоже распространялись различные социалистические и коммунистические веяния. В основном их почвой было чиновничество и мелкая буржуазия. К началу 40-х относятся лекции о коммунизме юного Ф.Энгельса в Эльберфельде.

В рабочей среде распространял идеи "истинного социализма" Карл Грюн (бывший одноклассник Маркса в гимназии).



Содержание раздела