d9e5a92d

Возникновение и развитие классической политической экономии

4. Сформулируйте принципиальное отличие Артхашастры от более ранних памятников экономической мысли древнего мира.
5. Объясните поразительную жизнестойкость идей конфуцианства, которое было господствующей идеологией в течение двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911 г.) и которое сохранило свое влияние в современную эпоху?
6. Почему даосизм, выступающий по форме идеологией угнетенных, по существу являлся реакционным учением?
Литература к вопросам 1-6
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - Гл.2.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.1. - М., 1980. - С.32-34, 39-48, 152-161.
Артхашастра. - М., 1959.
Книга правителя области Шан. - М., 1968.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.14-20.
7. В чем особенности взглядов на рабство мыслителей Древней Греции и Древнего Рима?
8. Какие новые формы аграрных отношений появились в результате кризиса рабовладельческого строя? Почему эти новые формы были рекомендованы в сочинениях Колумеллы?
9. Проанализируйте следующее утверждение Ф.Энгельса: Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство стало невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

2-е изд. - Т.21. - С.149).
Сформулируйте аргументированные ответы на следующие вопросы:
Почему рабство перестало окупать себя?
Какой общественный строй пришел на смену рабовладельческим отношениям?
Был ли этот новый строй более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим строем?
10. Прочитав рекомендованную литературу, назовите общие черты феодализма, характерные для различных стран Европы.
Литература к вопросам 7-10
История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - Гл.4, 5, 6.
Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. - М., 1985. - С.270-275.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Гл.7, 8.
Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западно-европейского средневековья. - М., 1960.
Островитянов К.В. Докапиталистические формации. - М., 1945.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.14-20.

Возникновение и развитие классической политической экономии

1. Меркантилизм - идеология торговой буржуазии.
2. Уильям Петти - основоположник английской классической буржуазной политической экономии.
3. Физиократы. Экономическая таблица Франсуа Кенэ.
4. Адам Смит и его Исследование о природе и причинах богатства народов.
5. Экономическое учение Давида Рикардо.
В предыдущих темах подчеркивалось, что каждой исторической эпохе присуща своя система взглядов на общественную жизнь, своя идеология, отражающая социально-экономическое содержание эпохи, и, в свою очередь, влияющая на исторический процесс. Отнюдь не случайно в период разложения феодального общества и первоначального накопления капитала появилась первая школа буржуазной экономической мысли - меркантилизм.

Меркантилизм - идеология торговой буржуазии.

Учение меркантилистов представляет собой теоретическое обоснование экономической политики государства в интересах торговой буржуазии.
Это учение характеризуется следующими чертами:
1)деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства;
2)предметом исследования является сфера обращения;
3)источниками богатства учение объявляет внешнюю торговлю и добычу благородных металлов.
Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа: ранний меркантилизм и зрелый меркантилизм. Для раннего меркантилизма характерна система денежного баланса. В XIV и XV веках Европа столкнулась с таким экономическим явлением как нехватка денег. В тот период денежное обращение базировалось на золотых и серебряных монетах, ограниченное количество которых не обеспечивало растущую внутреннюю и внешнюю торговлю.

Поэтому страны, располагавшие природными месторождениями благородных металлов, оказывались более богатыми, а государства, не имеющие рудников по добыче золота и серебра, стремились не допускать вывоза денег в другие страны.
Политика ранних меркантилистов сводилась к тезису: больше продавать, чем покупать. Активный торговый баланс должен был обеспечить приток денег в страну. С другой стороны, законодательным путем ограничивался вывоз денег в другие страны.

Так, Статус об истрачивании, принятый английским правительством, обязывал всех иностранных купцов, продавших товары в Англии, истратить вырученные деньги на закупку английских товаров.
Однако в дальнейшем запреты на вывоз денег утратили силу. Это было связано как с развитием вексельного обращения, так и невозможностью всеобщего контроля из-за возросших масштабов внешней торговли. В этих условиях английский меркантилист Стаффорд предложил сократить потребление дорогих иностранных товаров, которые можно производить в Англии, запретить вывоз необработанных товаров, которые затем в обработанном виде возвращаются в Англию.
Характеризуя ранний меркантилизм, Ф.Энгельс остроумно заметил: Нации стояли друг против друга как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок, с завистью и подозрительностью озираясь на своих соседей.
После открытия Америки в Европу хлынул поток относительно дешевого денежного металла-золота и серебра. Это привело к революции цен, т.е. повышению цен в XVI веке в 2,5-4 раза. Нехватка денег отошла в прошлое.

Поэтому ограничения на вывоз денег вступили в противоречие с интересами развития внешней торговли. Ранний меркантилизм (монетаризм) себя исчерпал и уступил место зрелому меркантилизму, ярким представителем которого был Томас Ман (1571-1641), входивший в руководство Ост-Индской английской компании. В ряде работ (Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией, Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства) он доказательно опроверг сторонников соблюдения денежного баланса, настаивающих на запрете вывоза денег в другие страны.

Т.Ман показал, что увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом их вывоза, а превышением стоимости экспорта над стоимостью импорта. Вывоз денег из страны, если он увеличивает торговую прибыль, является в конечном счете, средством заработать больше денег, подчеркивал Томас Ман.
Деньги для Т.Мана были исходным пунктом кругооборота Д-Т-Д’, осуществляемого во внешней торговле. В отличие от монетаризма на первый план выдвигались деньги не как средство накопления, а как денежный капитал в форме мировых денег. Зрелые меркантилисты осуждали государственную порчу денег, т.е. уменьшение золотого содержания денежной единицы при сохранении ее номинала, так как испорченные деньги годились лишь для внутренней торговли. Источником богатства, по их мнению, была прибыль, полученная от функционирования капитала во внешней торговле. Как увеличить эту прибыль - вот основной вопрос, на который отвечали представители зрелых меркантилистов.

Они показали, что обеспечить возрастание прибыли можно двумя путями: во-первых, занимаясь посреднической торговлей; во-вторых, развивая экспортную промышленность, работающую на отечественном или дешевом привозном сырье. Поздние меркантилисты проявляли интерес к развитию производства, правда, лишь как средству увеличения внешней торговли. Они уже понимали, что выгоднее продавать готовые изделия, чем сырье, что добившись экономии на издержках производства, можно успешно конкурировать на внешнем рынке. Главным способом снижения издержек производства признавалась экономия на заработной плате наемных рабочих. Как изобилие и мощь делает народ порочным и непредусмотрительным, - писал Т.Ман, - так лишения и нужда делают его разумным и трудолюбивым.

Заметим, что лозунг аскетического образа жизни был весьма популярным у буржуазных идеологов периода первоначального накопления капитала.
Зрелые меркантилисты требовали от своих правительств содействия в развитии национальной экономики, запретительных пошлин на ввоз иностранных товаров. Политика протекционизма получила особое развитие во Франции XVII века, экономика которой была менее развита, чем в Англии и Голландии, и нуждалась в государственной защите и поддержке. Министр финансов Франции Кольбер всячески поощрял развитие отечественной промышленности и препятствовал, высокими пошлинами, импорту промышленных товаров из более развитых стран.
В России видными представителями меркантилизма были Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащекин (1605-1688 гг.) и Иван Тихонович Посошков (1652-1726 гг.). По инициативе А.Л.Ордын-Нащекина была запрещена беспошлинная торговля иностранных купцов на псковских рынках. В 1667 году он составил и провел в жизнь Новоторговый устав, определивший права российских и иностранных купцов во внешней и внутренней торговле России.

Свободно торговать иностранные купцы могли только в пограничных городах. Розничная продажа им была запрещена. Они могли продавать только оптом и только местным купцам.

Пошлину иностранные купцы обязаны были платить в иностранной валюте.
И.Т.Посошков в 1721 г. опубликовал Книгу о скудости и богатстве, в которой предложил систему мер по увеличению богатства Российского государства. Он подчеркивал, что богатство государства состоит не в богатой казне и дорогих одеждах вельмож, а в богатстве народа. В книге подвергнуты критике существующие общественные отношения, привилегии дворян. Посошков выступает за развитие промышленности и торговли, предлагает ограничить ввоз иностранных товаров. Одновременно он указывает, что выгоднее вывозить готовые изделия, а не сырье.

Посошков требует покровительства отечественным купцам, выдачи им ссуд из казны в случае нужды в дополнительном капитале. Он - сторонник номиналистической теории денег, согласно которой ценность денег устанавливается властью государя. Рассматривая налоги как важнейший источник доходов государства, Посошков предлагает облагать налогами все классы общества за исключением духовенства.

Основой для определения размера налога, по его мнению, является доход, полученный от земли, промыслов и торговли.


Подведем итоги. Меркантилизм - это первая школа буржуазной политической экономии. Сосредоточив свое внимание сначала на вопросах получения прибыли от внешней торговли, на денежной форме капитала, меркантилисты в дальнейшем установили взаимозависимость торгового и промышленного капитала, подготовив тем самым теоретические предпосылки появления буржуазной классической политической экономии.

Уильям Петти - основоположник английской классической буржуазной политической экономии.

В отличие от меркантилистов, считавших источником богатства торговлю, приносящую золотые и серебряные деньги, представители классической политической экономии научно доказали, что богатство создается в производстве.
Родоначальником классической политической экономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687 гг.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого развития капитализма на Британских островах. В XVII веке Англия обогнала другие европейские государства по уровню промышленного развития и отнюдь не случайно именно в этой стране возникло новое направление экономической мысли, сосредоточившей внимание на производстве материальных благ.
Отмечая влияние объективных условий на возникновение классической политической экономии, необходимо также подчеркнуть роль личного фактора в этом прогрессе. У.Петти впервые указал на причинную зависимость экономических явлений, на их количественные характеристики. Именно такой подход позволил ему открыть закон стоимости. Если бушель хлеба обменивается на унцию серебра, - указывал Петти, - то это объясняется тем, что на производство этих количеств хлеба и серебра затрачено одинаковое количество труда.

Товары равны друг другу потому, что в них овеществлено равное количество труда.
У.Петти по праву считается основоположником трудовой теории стоимости. Вместе с тем ряд положений, сформулированных Петти, нельзя считать правильными. Он смешивал конкретный и абстрактный труд, потребительную стоимость и стоимость.

Он полагал, что стоимость создает только труд, затраченный на производство золота и серебра. Петти не различал рабочую силу и труд, поэтому ошибочно определял заработную плату как цену труда. Величину заработной платы он сводил к физиологическому минимуму.
Рассматривая аграрные отношения, У.Петти внес существенный вклад в теорию земельной ренты, которую справедливо выводил из разной производительности труда на различных по плодородию землях. Цену земли он определял как сумму годичных рент за 21 год. Это число, - объяснял Петти, - равно продолжительности совместной жизни трех поколений: деда, отца, сына. Петти понимал условность этого срока и писал, что цена земли в разных странах определяется различным количеством годичных рент. Фактически У.Петти близко подошел к пониманию цены земли как капитализированной ренты.

Ему принадлежит знаменитый афоризм: Труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать.
Таким образом, У.Петти, заложив основы трудовой теории стоимости, занял видное место в истории экономических учений. Его научные идеи получили дальнейшее развитие в работах А.Смита и Д.Рикардо.

Физиократы. Экономическая таблица Франсуа Кене.

Физиократы (от греческих слов physis - природа, kratos - власть) - это французские экономисты XVIII века, образовавшие школу (направление) классической политической экономии. Глава школы Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) объектом своего исследования взял сельское хозяйство. В 1758 году он опубликовал Общие принципы экономической политики земледельческого государства, в которых объявил земледелие единственной производительной отраслью экономики.
В работе Естественное право (1765 г.) Кенэ изложил свою концепцию естественного порядка, под которым понимал устройство общества, выгодное людям. Право собственности, по его мнению, является основой естественного порядка. Кенэ рассматривал общество как живой организм, развивающийся по объективным (естественным) законам.
Важное место в экономической теории физиократов занимает учение о чистом продукте. В отличие от меркантилистов они показали, что прибавочный продукт создается не в обращении, а в сфере материального производства. Однако отождествив материальное производство с земледелием, физиократы допустили ошибку. Кенэ, например, утверждал, что промышленность лишь придает форму сырому продукту, а рабочие являются бесплодным классом.

В сельском хозяйстве, напротив, происходит прирост материальных благ: из зерна вырастает колос, животные размножаются и т.д.
Значительный интерес представляет Экономическая таблица Кенэ, которая показывает процесс производства и обращения общественного продукта, как повторяемый процесс, т.е. как процесс воспроизводства. В Экономической таблице Кенэ делит общество на три класса: производительный класс, класс собственников, бесплодный класс. К производительному классу он относил всех, кто обрабатывал землю.

Класс собственников - это король, землевладельцы, церковники. В бесплодный или непроизводительный класс, были включены наемные рабочие, ремесленники, капиталисты, купцы и мелкие торговцы. Бесплодный класс, по мнению Кенэ, не создавал чистого продукта, но производил столько, сколько потреблял.
Экономическая таблица Кенэ
Экономическая таблица показывает, как происходит реализация годового продукта общества в процессе простого воспроизводства. В данной схеме стоимость валового продукта в земледелии Франции составляет 5 млрд. ливров, в том числе продовольствие 4 млрд. и сырье - 1 млрд. Кроме этого продукта фермеры имели 2 млрд. ливров денег, которые выплатили в качестве арендной платы землевладельцам.

Бесплодный класс имеет промышленной продукции на 2 млрд. ливров.
Реализация годового продукта по схеме Ф.Кенэ происходит следующим образом:
1. Земельные собственники покупают продукты сельского хозяйства у производительного класса на 1 млрд. ливров и на 1 млрд. промышленные товары у бесплодного класса. Израсходовав 2 млрд., класс собственников обеспечил себя продуктами питания и промышленными товарами на весь год.
2. Бесплодный класс, получив 1 млрд. ливров за свою продукцию от класса собственников, покупает на эту сумму продукты сельского хозяйства у производительного класса. 1 млрд. вновь возвратился производительному классу и он покупает на этот млрд. средства производства у бесплодного класса.
3. Бесплодный класс на 1 млрд., полученный от продажи средств производства, покупает у фермеров сырье для переработки.
На этом годовой процесс обращения валового общественного продукта (ВОП) закончен. Каждый класс получил свою долю продукта и воспроизводство может быть продолжено. Из таблицы видно, что процесс воспроизводства может осуществляться бесперебойно только в случае соблюдения определенных пропорций.
Таблица Кенэ занимает важное место в истории экономических учений. Вместе с тем она содержит ошибки. Так, Кенэ неправомерно объявил промышленность бесплодной отраслью. Кроме того, согласно схеме реализации, Кенэ оставил промышленность без собственных средств производства, т.к. бесплодный класс полностью продал свой продукт.

Не показан процесс реализации внутри сельского хозяйства.
Однако эти ошибки не перечеркивают несомненных достоинств Экономической таблицы, в которой Ф.Кэне впервые в истории экономических учений показал процесс воспроизводства в единстве процесса производства и процесса обращения валового общественного продукта.
Идеи Ф.Кенэ получили развитие в трудах А.Тюрго (1727-1781 гг.), у которого физиократическая система приняла наиболее развитый вид. В отличие от своих предшественников он не стремился улучшить феодальное общество. Его теория была направлена на исследование процесса зарождения капиталистических отношений. В 1766 г. Тюрго закончил главное свое сочинение Размышления о создании и распределении богатства, которое было опубликовано через десять лет. Работа состояла из 100 тезисов.

В первой части подчеркивалось, что чистый продукт не столько дар природы, сколько результат производительного труда в земледелии. Во втором разделе рассматривались проблемы стоимости и цены. При анализе этих категорий Тюрго отрицал трудовую теорию стоимости, а цены товаров связывал с их полезностью. В заключительном разделе книги рассматривались классовая структура общества, анализировались экономические категории - капитал и доходы. Так, класс земледельцев он делил на два разряда: на предпринимателей и простых рабочих.

Причем заработная плата рабочих тяготеет к минимуму средств существования. Прибыль рассматривалась как часть чистого продукта, т.е. ренты, созданной в земледелии.
Значительное внимание Тюрго уделил в своей книге характеристике капитала, который, по его мнению, представляет собой накопленную ценность. Он различал ссудный процент, деньги и капитал. Однако все эти формы относил только к земледелию. Стоимость Тюрго называл ценностью, которая имеет две формы: субъективную и объективную. Субъективная ценность определяется владельцем вещи, объективная устанавливается на рынке.

А.Смит подверг критике этот тезис, показав, что субъективные оценки не могут быть критерием ценности вещи и только труд является мерилом стоимости. Деньги Тюрго рассматривал как техническое средство, облегчающее обмен.

Адам Смит и его Исследование о природе
и причинах богатства народов.

Адам Смит (1723-1790 гг.) - крупнейший экономист мануфактурного периода развития капитализма, в 1776 г. опубликовал Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга принесла ему мировую известность.
В России первый перевод Исследования... вышел в свет в начале XIX века. А.С.Пушкин в поэме Евгений Онегин посвятил этой книге следующие строки:
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Исследование о природе и причинах богатства народов состоит из пяти книг:
1-я - Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами общества.
2-я - О природе капитала, его накоплении и применении.
3-я - О развитии благосостояния у разных народов.
4-я - О системах политической экономии.
5-я - О доходах государя и государства.
В своем сочинении А.Смит обобщил накопленные его предшественниками экономические знания и превратил их в систему. Методология Смита базируется на идее естественного порядка, на признании объективного характера экономических законов. Он подчеркивал, что человеком в экономической жизни движет эгоизм, стремление к личной выгоде, которые ведут к общему экономическому прогрессу.
А.Смит в своем исследовании использовал метод логической абстракции и вместе с тем стремился показать конкретную действительность в той форме, в которой она проявляется на поверхности.
Таким образом, его метод сочетал научные и упрощенные элементы. Двойственность методологии А.Смита оказала влияние на дальнейшее развитие экономической теории.
Рассмотрим основные идеи экономического учения А.Смита.
1) Теория разделения труда и денег.
Проблема разделения труда является исходным пунктом исследования А.Смита. Поскольку каждый индивид в обществе специализируется на производстве одного предмета, - подчеркивал Смит, - постольку все индивиды оказываются зависимыми друг от друга. Следовательно, общество представляет собой трудовой и меновой союз, богатство которого зависит от количества труда и его производительности.
Причину разделения труда Смит видел в стремлении экономического человека к личной выгоде и склонности его к обмену. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, - писал Смит, - а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму.
Рассматривая сущность и функции денег, А.Смит показал, что они возникли стихийно, из потребностей товарообмена. Для Смита деньги - это прежде всего техническое средство обращения. Остальные функции денег - частные случаи их основной функции. Для экономии на издержках обращения Смит рекомендовал заменить золотые и серебряные монеты бумажными деньгами.

При этом выпуск бумажных денег должен быть ограничен определенным количеством.
2) Теория стоимости.
А.Смит определял стоимость товара затраченным на его производство трудом и равенство товаров выводил из равных количеств воплощенных в товарах труда. Он разграничивал два свойства товара: меновую стоимость и потребительную стоимость, подчеркивал, что стоимость определяется не индивидуальными, а средними затратами труда, что квалифицированный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем простой труд; выдвинул идею редукции, т.е. сведения сложного к простому труду посредством коэффициентов.
Смит разграничивал естественную и рыночную цену товара. Под естественной ценой он понимал денежное выражение стоимости, а рыночную цену связывал с законом спроса и предложения. Вместе с тем А.Смит допускал смешение цены и стоимости, когда утверждал, что товар стоит не столько, сколько в нем воплощено труда, а столько, сколько за него заплатят.
Анализируя отношения между капиталистом и рабочим, Смит обнаружил нарушение закона стоимости, т.е. закона эквивалентности при обмене. Он показал, что капиталист выплачивает рабочему в виде заработной платы лишь часть стоимости, создаваемой рабочим. Другую часть капиталист присваивает в виде прибыли.

Поскольку неэквивалентный обмен был очевиден для Смита, он сделал вывод, что закон стоимости действовал только в первоначальном состоянии общества, когда не было капиталистов и рабочих, т.е.



Содержание раздела