d9e5a92d

Утопический социализм в России

Сен-Симон выделил в истории человечества пять стадий: ранний период, рабство, средневековье, современный период, золотой век. В ранний период или период детства, - указывал Сен-Симон, - усилия людей были направлены на добывание пищи. В рабовладельческий период появились ремесла и искусство, что создавало благоприятные условия для развития человеческого разума.

Средневековье Сен-Симон идеализировал, считая, что цеховой строй, крестьянские общины и христианская религия образуют организованное общество. Современный период, по Сен-Симону, есть переходная эпоха, в которую должна быть создана партия промышленников. К промышленникам он относил ученых, предпринимателей и рабочих.

Эта партия, опираясь на королевскую власть, должна установить справедливое общество - начальную ступень золотого века.
Будущее справедливое общество Сен-Симон называл индустриальной системой, развивающейся по плану. Развитие от низших ступеней к высшим он обосновывал исторической необходимостью, а не только требованием социальной природы человека, его стремлением к справедливости.
Социальный оптимизм Сен-Симона опирался на его представление о достаточно высоком уровне развития французских пролетариев. Так, в Рассуждениях литературных, философских и промышленных он писал, что народ теперь состоит из людей, умственные способности которых достаточно развиты, а предусмотрительность достаточно изощрена, чтобы можно было без всяких трудностей установить систему социальной организации, допускающую их в качестве равноправных членов общества. Далее Сен-Симон подчеркивает, что ...сейчас Франция гораздо более процветает, больше производит и имеет большее значение в земледелии, промышленности и торговле, чем до революции, хотя большая часть теперешних руководителей всеми этими предприятиями вышла из народа.
Сохраняя капиталистическую собственность в индустриальном обществе, Сен-Симон подчеркивал, что капиталисты из эксплуататоров превращаются в управленцев и организаторов производства. Сен-Симону принадлежит авторство в провозглашении принципа всеобщей обязательности труда.
Цель производства в будущем обществе Сен-Симон видел в удовлетворении потребностей людей. Он писал также об изменении функций государства в новом обществе, которое будет направлять свои усилия на развитие науки, культуры и промышленности, а охрана порядка станет общественной функцией.
Переход от капитализма к индустриальному обществу, по мнению Сен-Симона, осуществится мирно, посредством реформ, проводимых просвещенными монархами. Он был убежденным сторонником прогресса. Золотой век, - писал Сен-Симон, - который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас.
Шарль Фурье (1772-1832 гг.) был выходцем из купеческой семьи и всю жизнь занимался торговыми операциями.
Занимаясь самообразованием и увлекшись социалистическими идеями, Фурье стал одним из наиболее ярких пропагандистов социализма. В своих работах: Теория четырех движений и всеобщих судеб (1808 г.), Трактат о домашней и земледельческой ассоциации (1822 г.), Новый промышленный и общественный мир (1828 г.) Фурье подверг критике капитализм и разработал программу создания общества социальной справедливости.
Движущим началом человеческой деятельности, по мнению Фурье, являются человеческие страсти, под которыми он понимал склонности, влечения, стремления. Страсти Фурье делил на три группы:
1) материальные страсти (вкус, зрение, осязание, слух и обоняние);
2) верховные страсти (энтузиазм, новаторство, соревнование);
3) влечение души (дружба, любовь, честолюбие).
Фурье писал, что в определенных исторических условиях положительные страсти могут превратиться в отрицательные. Так, при капитализме честолюбие ведет к корыстолюбию, к стремлению обогатиться путем эксплуатации других людей. Поэтому, чтобы страсти получили свое естественное положительное развитие, необходимо изменить общественный строй.
Рассматривая периодизацию истории, Фурье выделил стадии дикости, патриархата, варварства и цивилизации. Причем, каждая стадия проходит периоды детства, роста, упадка и дряхлости.
Под цивилизацией Фурье понимал капиталистическое общество, в котором распределение осуществляется по капиталу, соразмерно вложениям. Этот принцип распределения не удовлетворяет Фурье и он предлагает на следующей ступени общественного развития, которую он называет гармонией, осуществить распределение по капиталу, труду и таланту.
Общественный прогресс Фурье связывает с развитием производительных сил. Вместе с тем материалистическое понимание истории сочеталось у Фурье с идеализмом. Так, он полагал, что общество освободит от эксплуатации гениальная личность, которая внушит людям мысль о необходимости перемен.
Капитализм, - подчеркивал Фурье, - исторически обреченный строй, т.к. он несправедлив. Особенно резко Фурье критиковал торговую спекуляцию, называя ее торговым грабительством. Экономические кризисы Фурье выводил из анархии производства и нищеты трудящихся.
Анализируя процессы капиталистического производства, Фурье проницательно предсказал замену конкуренции монополией. Он выделил такие виды монополий как колониальная монополия, простая морская монополия, монополия замкнутых объединений, государственная монополия.
Фурье был противником революций. Переход от цивилизации к гармонии, по его мнению, должен произойти путем реформ, посредством агитации и силы примера. Будущее общество, согласно учению Фурье, является бесклассовым и гармоничным. Оно состоит из ассоциаций (фаланг) производителей. Цель производства каждой ассоциации - удовлетворение потребностей людей.

Труд в будущем обществе превратится в первую жизненную потребность, исчезнет противоположность между физическим и умственным трудом, между городом и деревней. Свободный труд станет высокопроизводительным.
Учение Шарля Фурье о будущем обществе получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие социалистических идей.
Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) был более радикальным социалистом, чем Анри Сен-Симон и Шарль Фурье. Он отрицал частную собственность в любых вариантах. В отличие от французских социалистов-утопистов, которые были кабинетными мыслителями, Оуэн попытался практически реализовать программу социалистического переустройства жизни.
В начале 1800 г. Роберт Оуэн становится совладельцем и директором прядильной фабрики в Нью-Ленарке. Осуществив техническую реорганизацию и крупные социальные преобразования, Оуэн добился впечатляющих экономических успехов. Для рабочих были построены удобные жилища, улучшено питание.

Возведены школа, детский сад, ясли. Рабочий день был сокращен с 14 до 10-ти с половиной часов.
В 1813 г. Роберт Оуэн опубликовал книгу Новый взгляд на общество, или опыты о выработке характера, которую он разослал многим государственным деятелям. Эксперимент Оуэна привлек широкое внимание мировой общественности. Нью-Ленарк становится центром паломничества единомышленников.
Однако попытка Оуэна воздействовать на парламент с целью принятия нового фабричного закона, не увенчалась успехом. Оуэн продает фабрику и посвящает всю оставшуюся жизнь пропаганде социалистических идей и практическому их воплощению в Англии и других странах.
Основные работы Оуэна: Об образовании человеческого характера (1814 г.), Замечания о влиянии промышленной системы (1815 г.), Изложение рациональной системы (1830 г.), Книга о новом нравственном мире (1840 г.).
Критикуя частную собственность, которая была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, Оуэн подчеркивал, что только ликвидация частной собственности позволит решить социальные проблемы, накопившиеся в обществе. Переход к социализму, по его мнению, должен осуществляться мирным путем, посредством практического показа его преимуществ. Однако эксперимент по созданию коммунистической общины под названием Новая гармония закончился неудачей. Организованная в 1825 году в США коммуна просуществовала всего четыре года и распалась, не выдержав проверки уравнительным распределением.

Но Оуэн не прекращает практическую деятельность по реализации своих социалистических идей.
Продолжая научную и литературную деятельность по пропаганде социализма, Оуэн в публикуемых работах подчеркивает, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит. Оуэн отрицательно относится к существованию металлических денег как воплощению богатства и предлагает заменить их рабочими деньгами, непосредственно выражающими рабочее время. В целях реализации этой идеи Оуэн и его последователи учредили в Лондоне и ряде других городов базары справедливого обмена, на которых обращались рабочие деньги.

Однако и этот эксперимент потерпел крах, т.к. на базарах скопилась масса нереализованных товаров, не пользующихся спросом, а ходовые товары быстро раскупались на квитанции и затем перепродавались на других рынках за обычные деньги.
Закончилась неудачей и попытка создать Союз производств, в котором капиталисты должны были продать свои предприятия профсоюзам. Между тем выяснилось, что у профсоюзов не было такого количества денег, а предприниматели не спешили продавать свои фабрики и заводы.
Оуэн одним из первых выступил с критикой теории народонаселения Мальтуса. Он показал, что причиной бедности трудящихся является не рост народонаселения, а несправедливое распределение средств существования в капиталистическом обществе.
Переход от капитализма к социализму, по мнению Оуэна, должен осуществиться путем принятия разумных законов и просвещения населения. Оуэн сформулировал цель социализма и его основной принцип. По его мнению, целью социализма является обеспечение счастливого будущего всему человечеству на базе общественной собственности. Сам социализм Оуэн объявил выражением абсолютной истины и справедливости.

Ячейкой будущего общества должна стать кооперативная община. Основой богатства общества будет обязательный для всех труд. Оуэн выдвинул принцип социализма: от каждого - по способности, каждому - по труду. Одним из главных принципов нового общества, по мнению Оуэна, должно стать всестороннее развитие личности. Для ликвидации противоположности между городом и деревней в обществе социальной справедливости Оуэн предлагал чередование занятий земледелием и промышленным трудом в кооперативной общине.



Организация кооперативных общин, по его мнению, должна проходить под руководством государства. Оуэн полагал, что положительный пример деятельности общин приведет к массовому кооперированию производства. Однако, как и следовало ожидать, все организованные Оуэном кооперации в условиях капитализма превращались в капиталистические коллективные предприятия или распадались.
Несмотря на противоречивость социальной утопии и реформаторской деятельности Оуэна, приведшую к провалу социалистических экспериментов, его идеи оказали существенное влияние на развитие английского рабочего движения и на распространение социалистических идей.
Сен-Симон, Фурье и Оуэн оставили глубокий след в гуманистическом направлении общественной мысли. Их вклад в развитие идей о справедливом общественном устройстве обогащает историю экономических учений. Разработанные ими принципы организации будущего общества послужили источником марксистского учения о социализме.

Утопический социализм в России
(А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Идеи утопического социализма в России конца XVIII - середины XIX столетия получили отражение в сочинениях А.Н.Радищева и В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, петрашевцев и Н.Г.Чернышевского. Они жили в сложный период мировой истории, когда обострение социальных противоречий привело к антифеодальным революциям и гражданским войнам, меняющим на баррикадах общественные системы стран и континентов.
Наиболее радикальными сторонниками социальных преобразований в России того периода были Радищев, Белинский и Чернышевский.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) родился в Москве, в семье дворянина. Учился в Лейпцигском университете. По окончании учебы в 1771 году вернулся в Россию, где занимал различные должности на государственной службе.
В 1790 г. напечатал в домашней типографии главное свое произведение Путешествие из Петербурга в Москву. Книга вызвала гнев Екатерины II, назвавшей Радищева бунтовщиком, страшнее Пугачева. Автор книги был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой в Сибирь на 10 лет.
В ссылке Радищев написал Письмо о китайском торге, содержащем предложения по развитию экономики России.
В своих работах Радищев критиковал крепостное право, которое лишает крестьян личной заинтересованности в результатах своего труда. Выступая против частной собственности помещиков на землю, он предлагал передать ее крестьянам. Радищев подчеркивал, что став собственниками земли и созданного на ней продукта, свободные крестьяне будут заинтересованы в эффективном ведении хозяйства.
Радищев был сторонником сочетания земледелия с крестьянскими промыслами. Стоит отметить, что эта проблема всегда стояла в аграрном секторе экономики России с ее континентальным климатом и продолжительной зимой. К сожалению, эта проблема не получила удовлетворительного решения в нашей стране до настоящего времени.
Рассматривая перспективы развития промышленности в России, Радищев выступал за протекционистскую политику российского государства. Так, в Письме о китайском торге он указывал, что запрещение импорта иностранных мануфактурных изделий будет способствовать развитию отечественного ремесленного производства. Он подчеркивал, что необходимо содействовать той торговле, которую ведут крестьяне и ремесленники, а не крупные купцы и скупщики.
Оценивая налоговую политику правительства, Радищев предлагал отменить подушную подать с низших сословий и перейти к налогам на доходы и имущество всех граждан.
Радищева интересовали и вопросы денежного обращения. Полноценные золотые и серебряные монеты Радищев рассматривал как мерило стоимости товаров, а также как средство обращения и платежа. Бумажные деньги он считал знаками полноценных денег, указывая, что их устойчивость зависит от количества выпущенных в обращение денежных знаков.
Радищев различал истинную цену и прибавочную цену. Различие между ними, по его мнению, состоит в том, что истинная цена никому (ни продавцу, ни покупателю) не приносит прибыли, а прибавочная цена товара есть прибыль всем тем, через чьи руки он проходил.
Таким образом, Радищев связывал образование прибыли с обращением товаров.
Оценивая в целом теоретическое наследие Радищева, можно сказать, что он был сторонником экономических интересов крестьянства - основной производительной силы России того времени. Выражая его интересы, Радищев в определенной степени предвосхитил появление идей крестьянского социализма в России во второй половине XIX века.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848 гг.) родился в Чембаре Пензенской губернии (ныне г.Белинский) в семье уездного лекаря. В 1829 г. успешно сдает вступительные экзамены в Московский университет. В сентябре 1832 г. Белинский из-за большого количества пропусков занятий был исключен из университета.

С этого времени он целиком посвящает себя литературному труду.
Российскому читателю Белинский известен прежде всего как публицист и критик. Однако Белинского всегда интересовали и социально-экономические проблемы общественного развития. Так, в критической статье, написанной в 1844 году на книгу историка С.Н.Смарагдова Руководство к познанию новой истории, Белинский развернуто излагает собственные взгляды на ход исторического прогресса. Историю Белинский рассматривает как закономерный процесс восхождения от низших форм организации общества к высшим.

Он восторженно пишет о техническом прогрессе как материальном условии прогресса социального. И эти паровые машины, - восклицает Белинский, - эти железные дороги, электрические телеграфы - все это что же такое, если не предвестник близкого освобождения человека от материальных работ, унижающих душу и сокрушающих волю, от рабства, нужды и вещественности!... Нет предела развитию человечества и никогда человечество не скажет себе: Стой, довольно, больше идти некуда!
И далее Белинский подчеркивает, что понятие о прогрессе как источнике и цели исторического движения, должно быть прямым и непосредственным выводом из воззрения на народ и человечество как на идеальные личности. Он отмечает, что есть люди, понимающие под прогрессом только сознательное движение, производимое благородными деятелями, и, если они не видят на исторической сцене таких деятелей, то впадают в отчаяние. Есть и другие люди, чья деятельность преследует лишь прагматические цели.

Очевидно, это две крайности. Первая крайность производит пустых мечтателей. Вторая крайность производит спекулянтов и торговцев, ограниченных и пошлых утилитаристов.

Для избежания этих крайностей, - подчеркивал Белинский, - необходимо рассматривать общество как предмет многосложный, в котором нравственная сторона должна быть слита с практической стороной, а интересы духовные с интересами материальными, причем материальная нужда есть великий рычаг нравственной деятельности. Если б человек не нуждался в пище, в одежде, в жилище, в удобствах жизни - он навсегда остался бы в животном состоянии.
Заметим, что эти слова были написаны в сороковые годы девятнадцатого столетия, когда ожесточенно боролись два направления в объяснении истории - идеалистическое и материалистическое. И Белинский в своей статье блестяще раскрывает с материалистических позиций действительный источник общественного прогресса.
В статье Тереза Дюнойе (1847 г.) Белинский остроумно показал движущие мотивы капиталистического предпринимательства. Не спешите обвинять наш век, - писал Белинский, - правда, он вовсе не рыцарь, не думает нисколько ни о добродетели, ни о морали, ни о чести и весь погружен в приобретение, но он лучше своих предшественников смекнул, на чем стоит и чем держится общество, и ухватился за принцип собственности, впился в него душой и телом и развивает его до последних следствий, каковы бы они ни были.
В Письме к В.П.Боткину (2-6 декабря 1847 г.) Белинский размышляет о судьбе современной ему Франции, вставшей после Великой буржуазной революции 1789-1793 гг. на путь капиталистического развития. Подчеркнув, что буржуазия - явление не случайное и показав, что само это понятие не является в социальном смысле достаточно строгим, Белинский резко критикует крупную буржуазию, захватившую власть, и с симпатией рисует характер среднего класса. По его мнению, средний класс великодушен и хитер, и герой и эгоист, ибо действуют, жертвуют и гибнут из него избранные, а плодами подвига или победы пользуются все.
Горе государству, - восклицает Белинский, - которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах.
Особенно резко он критикует торговую буржуазию, цель жизни которой - нажива.
Далее Белинский отмечает, что государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожество.
Как показала современная история, Белинский был прав, рассматривая средний класс как стабилизирующую социальную силу общества.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.), выдающийся русский ученый, блестящий публицист и революционер, родился в Саратове, в семье священника, приучившего сына к постоянному самообразованию. После окончания Петербургского университета (1850 г.) Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, затем вернулся в Петербург, где становится редактором журнала Современник. Революционное направление журнальных статей привлекает внимание полиции.

Летом 1862 г. Чернышевского арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость. В крепости он пишет роман Что делать? и ряд других произведений. В 1864 г. его приговаривают к семи годам каторжных работ в рудниках и вечному поселению в Сибири с лишением всех прав состояния.

Несколько попыток единомышленников освободить Чернышевского не увенчались успехом. Только в 1883 г. Чернышевскому разрешили вернуться в европейскую часть России.
Н.Г.Чернышевский оставил глубокий след в литературе о социализме. В отличие от своих западных предшественников - Сен-Симона, Фурье и Оуэна - Чернышевский рассматривал социализм не как результат пропаганды, а как закономерный итог борьбы трудящихся за свое освобождение. В своих сочинениях: Славянофилы и вопрос об общине, О поземельной собственности Чернышевский разработал программу экономических преобразований в сельском хозяйстве, выдвинул идею перехода к социализму через сельскую общину.
Значительное место в работах Н.Г.Чернышевского занимает критика буржуазных экономических теорий. Так, в статье Капитал и труд (1860 г.) Чернышевский показал, что экономисты, рассуждающие о невыгодности рабства, не замечают сходства в экономическом положении раба и наемного рабочего, где собственность и труд не соединены в одном лице. И далее Чернышевский подчеркивает: Между состоянием невольника и наемного рабочего существует огромная разница в нравственном и юридическом отношениях, но специальной экономической разницы в их отношениях к производству нет никакой.

Далее Чернышевский отмечает, что положение наемного рабочего изменится лишь тогда, когда сам работник станет хозяином средств производства.
Рассматривая структуру потребностей, Чернышевский подразделял их на необходимые и прихотливые, поясняя, что список необходимых потребностей не очень длинен, и пока все члены общества не имеют возможности удовлетворять эти первые потребности, труд, обращаемый на производство предметов роскоши, является непроизводительным. Здесь мы видим новую, оригинальную постановку вопроса о производительном и непроизводительном труде, критерием которого является социальная значимость продуктов труда с точки зрения рационального подхода.
Конструктивная критика буржуазной политической экономии в сочетании с развитием социалистических принципов организации производства и потребления, традиционно рассматриваются в литературе по истории экономических учений как важный вклад Чернышевского в создание и развитие политической экономии трудящихся. Новая экономическая наука, по мнению Чернышевского, должна доказать необходимость превращения работника в собственника средств производства и продуктов его труда, и, на этой основе сформировать реально свободного человека. На смену капиталистическому хозяйству, утверждал Чернышевский, неизбежно придет общественное производство с промышленно-земледельческими товариществами в деревне и кооперативами ремесленников в городе.

Управление производством и распределением продуктов будет коллективным.
В своем проекте создания нового общества Чернышевский большую роль отводил государству. Он полагал, что в начальный период общественного переустройства государство обязано оказать денежную и административную помощь предприятиям в организации коллективного производства.
Наиболее крупными сочинениями Чернышевского по экономической теории являются Примечания к Основам политической экономии Милля и Очерки из политической экономии (по Миллю). В этих книгах, подвергнув критике капитализм и буржуазную политическую экономию, Чернышевский дает развернутое обоснование социализма, как общества наибольшего благосостояния и развития человека. Критикуя капиталистическое разделение труда, он подчеркивал, что оно обрекает рабочего на однобокое развитие. Его интересовали вопросы нормальной интенсивности труда и смены трудовых операций.

Перемена труда, справедливо указывал Чернышевский, обеспечивает рост его производительности и гармоническое развитие человека.
В работах Чернышевского показана двойственная роль капиталистической конкуренции, которая, с одной стороны, стимулирует технический прогресс, а с другой - ведет к коммерческой тайне и экономической неприязни сословий и целых стран друг к другу.



Содержание раздела