d9e5a92d

Рабовладельческая идеология Древней Греции и Рима

Для этих целей предлагалось размежевать общинные земли на девять равных участков. Девятый участок крестьяне должны были обрабатывать совместно, а урожай с этого участка направлять в распоряжение чиновников государства. Как и Конфуций, Мэн-цзы рекомендовал правителям быть умеренными при взимании налогов, а также ценить время земледельцев, работающих на своем поле.
Своеобразными взглядами отличался представитель конфуцианской идеологии Древнего Китая Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э.). Он, в отличие от Конфуция и Мэн-цзы, исходил из злой природы человека, которая может измениться в лучшую сторону лишь под влиянием практической деятельности. Сюнь-цзы поддерживал стремление человека к богатству, если тот действовал в рамках закона.

Сюнь-цзы принадлежит идея о необходимости общественного разделения труда, повышающего эффективность производственной деятельности. Деление на богатых и бедных Сюнь-цзы рассматривал как естественное состояние общества, освященное властью правителя. Люди разных рангов должны носить разную одежду.

В своей деятельности простолюдины должны руководствоваться, по мнению Сюнь-цзы, законами государства, а господствующие слои - ритуалами.
Сюнь-цзы сформулировал три главных принципа, которыми должна руководствоваться экономическая политика государства:
* экономия в расходах;
* обеспечение достатка народу;
* сохранение излишков.
Под достатком понимался такой уровень потребления, который соответствует социальному рангу человека. Регламентация государственной властью производства, распределения и потребления рассматривалась Сюнь-цзы как важный фактор, стабилизирующий экономическую жизнь общества.
В VI-V веках до н.э. в Китае возникло отличное от конфуцианства направление идеологической жизни - легизм, который отражал новые тенденции хозяйственного развития и, прежде всего, усиление экономической роли государства. Легисты подчеркивали значение законов в управлении обществом. Они осуществляли реформы, направленные на политическую и экономическую централизацию государства.
Возникновение легизма связано с именами двух крупных политических деятелей Китая того периода - Цзы Чаня и Ли Куя. Эти деятели придавали важное значение развитию земледелия и укреплению государства. Их последователь Шан Ян изложил свои взгляды в Книге правителя области Шан (конец IV - начало III в. до н.э.). В своем учении Шан Ян отводил важнейшую роль в хозяйственной жизни общества земледелию. Перед правительством он ставил задачу по накоплению продовольственных резервов для содержания чиновников и ведения захватнических войн.

В целях увеличения собираемости налогов Шан Ян предлагал провести всеобщую подворную перепись крестьянства и ввести единый налог с количества собранного зерна. Он резко критиковал хлеботорговцев, которые в урожайные годы скупали зерно по дешевке, а в неурожайные годы при продаже купленного зерна повышали на него цены. Шан Ян выступал за стабильные цены, за повышение пошлин на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества, которое в этих условиях занялось бы земледелием.
Дальнейшее развитие идеи государственного регулирования хозяйства получили в трактате IV века до н.э. Гуань-цзы. Группа авторов трактата разработала систему государственного регулирования экономики методами активной экономической политики государства, учитывающей рыночную конъюнктуру. Развитие земледелия и создание хлебных резервов рассматривались в трактате как важнейшее условие стабильной экономики.

Для повышения эффективности сельского хозяйства в трактате предлагалось правителям равномерно распределять посевные участки между крестьянами, не отвлекать крестьян на государственные нужды во время земледельческих работ, а уровень налогов с них поставить в зависимость от плодородия почв. Авторы трактата предлагали определенную регламентацию крестьянских повинностей, объем которых мог меняться в зависимости от изменений экономической ситуации в государстве.
В трактате правительству предлагалось обеспечить регулирование цен на земледельческую продукцию. Важным условием обеспечения этой государственной функции рассматривалось создание государственных запасов путем скупки дешевых продуктов в благоприятные сельскохозяйственные годы и продажи их государством по более высоким ценам в неурожайные годы. Государству предлагалось также нормировать эмиссию денег.
В целом трактат Гуань-цзы отличается прагматизмом, опирающимся на понимание его авторами фундаментальной зависимости объективного и субъективного в историческом развитии общества.
Особое место в идеологии Древнего Китая занимает даосизм как проявление иррационального бунта угнетенных. Основоположник даосизма Лао-цзы был современником Конфуция. Но в отличие от него, Лао-цзы стремился не к рационализации существующей общественной жизни, а к возвращению общества в первобытное состояние, когда не было письменности и современных орудий труда, не было богатых и бедных и существовало равенство членов общества.
Оценивая даосизм с позиций современных знаний, его следует отнести к реакционным социальным утопиям, поскольку он отрицал достижения материальной культуры, не понимал противоречий общественного прогресса и призывал повернуть историю вспять. Всемирная история дает нам немало примеров, когда идеализировалось прошлое и стихийно отрицалось настоящее. Здесь и различные ереси, и движение луддитов, ломающих машины, и мелкобуржуазный социализм, как явление новой истории, отражающее социальный протест тех групп населения, положение которых в отдельные периоды истории ухудшалось.

Рабовладельческая идеология Древней Греции и Рима.

Материалистическое понимание истории справедливо подчеркивает влияние экономического строя общества на его идеологию. И, отнюдь, не случайно экономическая мысль античных авторов была обращена на обоснование рабовладения, как естественного и неизменного состояния общества, иначе говоря, на закрепление существующих социально-экономических отношений.
Наиболее последовательно экономическая идеология рабовладельческого класса изложена в сочинениях Ксенофонта, Платона и Аристотеля, вошедших в число крупнейших мыслителей Древней Греции.
Ксенофонт (444-355 гг. до н.э.) - ученик софистов и Сократа, первые годы своей общественной деятельности провел в военных походах. Получив за военные заслуги имение, он организовал рабовладельческое хозяйство и написал руководство по его управлению под названием Экономикос (в русском переводе - Домострой), а затем Доходы. Рабство Ксенофонт считал естественной формой экономических отношений, а рабов - говорящими орудиями.

В Доходах Ксенофонт пишет о том, как увеличить доходы Афинского государства. Он указал на два источника увеличения доходов: во-первых, путем повышения налогов на иностранцев с одновременным увеличением их притока в Грецию; во-вторых, расширением добычи серебра в рудниках с применением рабского труда под руководством греков.
Ксенофонт был одним из первых, кто показал прогрессивную роль разделения труда и обратил внимание на двойственную природу товара, т.е. на потребительную стоимость и меновую стоимость. Экономию он определял как науку, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Однако к купеческой торговле и ростовщичеству Ксенофонт относился отрицательно.

Вместе с тем он рекомендовал рабовладельцам накапливать деньги, которые представляют собой концентрированное воплощение богатства и могут быть использованы в любой момент времени. Деньги - не ценность, - подчеркивал Ксенофонт, - если не умеешь пользоваться ими.
Идеи Ксенофонта о земледелии, которое он рассматривал как кормилицу всей жизни и основу человеческой деятельности, оказали влияние на более поздние направления экономических учений и были использованы в XVIII веке физиократами для обоснования своих взглядов на сельское хозяйство, как источник богатства.
Платон (427-347 гг. до н.э.), более известный своими философскими произведениями, вошел в историю экономической мысли как идеолог афинской рабовладельческой аристократии. В его сочинении Государство разработан проект идеального государственного устройства. В идеальном государстве существуют три сословия:
1)философы, управляющие обществом;
2)стражи (воины), охраняющие государство;
3)земледельцы, ремесленники и торговцы.
В традициях того времени, Платон называл рабов говорящими орудиями, которые не входят в социальную структуру общества. Между сословиями существует разделение труда. Первые управляют, вторые защищают, третьи создают материальные блага.

Платон указывал, что первые два сословия не должны иметь частной собственности. Для второго сословия предлагалась общность жен и детей. Заметим, что этот тезис Платона был использован критиками коммунизма в период нарастания популярности социалистических и коммунистических идей в новый и новейший периоды истории.

Разделение труда Платон выводил из разносторонних потребностей и односторонних способностей человека.
Свой проект идеального государства Платон пытался осуществить на практике, для этого он вел переговоры с правителями Сиракуз. Однако реализовать проект не удалось.
В более поздней работе Законы Платон внес некоторые изменения в социальную структуру проектируемого общества. Всех граждан он поделил на четыре класса в зависимости от их материальной обеспеченности. Граждане получают от государства по жребию дом и земельный надел. Земля является собственностью государства и передается в пользование граждан с правом передачи по наследству одному из детей. Цены, по мнению Платона, должны регулироваться государством и приносить умеренную прибыль.

Потребление граждан должно быть уравнительным. Им запрещалось иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством.
Уравнительность и регламентация быта были истолкованы некоторыми историками как принципы коммунизма в учении Платона. В известной степени такому толкованию способствовали и сочинения ранних социалистов-утопистов Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы (XVI-XVII вв.), а также социалистов-утопистов (XVIII-XIX вв.) Сен-Симона, Фурье и Оуэна. В Критике Готской программы К.Маркс показал, что уравнительность не является научным признаком коммунистического общества, а представляет собой примитивное представление о коммунизме.


Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих произведениях систематизировал, обобщил и развил дальше все современные тому периоду знания. Основное сочинение Аристотеля Политика состоит из восьми книг. В первой книге Государство и его основы значительное место занимают вопросы экономики. Рабство Аристотель считал естественной формой организации производства, а деление общества на рабов и свободных объявил законом природы.

Также, как и Платон, Аристотель предложил проект идеального государства, население которого должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Наиболее почетным занятием является земледелие в рамках натурального рабовладельческого хозяйства, с мелкой торговлей, без купцов и ростовщиков.
Во времена Аристотеля товарно-денежные отношения были достаточно развитыми, что послужило основанием для возникновения хрематистики - учения об умении наживать денежное богатство путем торговли и ростовщичества. Аристотель подверг критике хрематистику, которая по справедливости вызывает нарицания. Достойным занятием Аристотель объявил экономику, под которой он понимал создание и приобретение полезных вещей, необходимых для хозяйства и государства.

Сельское хозяйство он включал в экономику, торговлю ради прибыли - в хрематистику.
Аристотель достаточно четко разграничил полезность товара и его способность к обмену. Например, сандалия служит для обувания ноги и для обмена. Ему принадлежит гениальная догадка о равенстве стоимостей обмениваемых товаров.

Обмен, - подчеркивал Аристотель, - не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости.
Анализируя развитие форм торговли, Аристотель показал, как от меновой стоимости (Т-Т) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег как капитала (Д-Т-Д’). Первые две формы торговли, которые представляют собой эквивалентный обмен товарами, Аристотель относил к экономике, а купеческую торговлю с целью получения прибыли объявлял хрематистикой, которая не имеет конца, т.к. характеризуется постоянной погоней за деньгами. Этот вывод был крупным научным открытием. Здесь Аристотель впервые показал различие между деньгами, как средством обращения, и деньгами как капиталом.

Особенно резко он критикует ростовщический капитал, где деньги приносят новые деньги с процентами, что наиболее противно природе.
Конечно, эпоха наложила отпечаток на экономическую мысль Аристотеля. Исторические границы общества, в котором он жил, не позволили ему сформулировать полностью закон стоимости, раскрыть все функции денег и решить ряд других вопросов. Вместе с тем, по общему признанию исследователей, Аристотель внес крупнейший вклад в мировую историю экономической мысли.
Важную роль в развитии экономической мысли играли сочинения, посвященные организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме, который в результате военных завоеваний в III-II веках до н.э. превратился в огромное рабовладельческое государство. Главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство, потребности развития которого обусловили появление литературы по организации сельскохозяйственных имений (латифундий). Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) в своем сочинении О земледелии назвал занятия сельским хозяйством самым достойным.

Он осуждал ростовщичество, негативно относился к торговле и подчеркивал, что деятельность купцов является опасной. В своей книге Катон давал советы по извлечению наибольшего дохода от имения, рекомендовал продавать продукцию в период наиболее высоких цен и в целях накопления денег советовал больше продавать, чем покупать. Если владелец имения жил в другом месте, то руководил всеми делами управляющий (вилик), который нередко был выходцем из рабов. Имея большую власть в поместье, он организовывал все работы, вел хозяйственные книги, мог нанимать дополнительных рабочих в период уборки урожая.

Вместе с тем вилик был всецело подчинен своему хозяину.
Варрон (116-27 гг. до н.э.) в трактате О сельском хозяйстве осуждал переселение римлян в города, так как из-за ослабления контроля латифундии приходили в упадок. Наши великие предки, - писал Варрон, - не без основания предпочитали римлян-селян горожанам. Теперь хозяева потихоньку пробрались в городские стены и, оставив серп с плугом, предпочли работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике.

Он придавал важное значение самообеспечению латифундий, т.е. выступал сторонником многоотраслевого характера рабовладельческих имений, рекомендовал развивать не только земледелие, но и различные отрасли животноводства. Продажа излишков продукции, указывал Варрон, должна принести хороший доход. Интерес к животноводству не был случайным. В этот период, в связи с поступлением большого количества зерна в Рим из завоеванных провинций, цены на хлеб упали, и выгоднее было заниматься разведением скота и птицы. В трактате нашли отражение кризисные явления в системе рабовладельческих отношений.

В целях смягчения угрозы восстаний, он рекомендовал рабовладельцам не допускать скопления в имениях рабов одной национальности.
Имена братьев Гракхов вошли в историю экономической мысли в связи с проведением аграрной реформы, вызванной кризисом сельского хозяйства Римского государства. Историки указывают на две причины кризиса: во-первых, ввоз дешевой продукции из завоеванных провинций; во-вторых, обезземеливание крестьян, связанное с концентрацией земельной собственности в руках патрицианской знати. В целях сохранения крестьянства, составляющего основную массу свободного населения, из которого формировались римские легионы, Тиберий Гракх (162-133 гг. до н.э.) предложил новый аграрный закон о наделении римских крестьян-воинов землей.
Народное собрание Римской республики утвердило закон, по которому земельный участок, передаваемый в аренду семье, не мог превышать 250 гектаров. Отрезанные в соответствии с реформой, от крупных латифундий участки, поступали в наследуемое владение вернувшимся из армии свободным гражданам Рима.
Аграрный закон был частично осуществлен. Однако крупные землевладельцы, стремясь сохранить свои привилегии, развязали военные действия против Тиберия Гракха, который погиб в одном из сражений с войсками аристократов. После его смерти аграрное движение возглавил Гай Гракх (153-121 гг. до н.э.).

Ему удалось возобновить наделение крестьян землей. Был принят также закон о продаже хлеба городской бедноте по низким ценам. И вновь рабовладельческая аристократия развязывает военные действия против Гая Гракха и его сторонников.

В одном из боев Гракх потерпел поражение и приказал рабу убить себя.
Движение братьев Гракхов не было направлено против рабовладельческой системы. В их реформах получила отражение борьба мелкого землевладения против крупного. Объективно эти реформы укрепляли военное и политическое могущество Рима.
Колумелла (I-й век до н.э.) написал несколько книг о сельском хозяйстве, в которых нашли отражение новые идеи, обусловленные кризисом рабовладельческих латифундий. Земледелию, - писал Колумелла, - особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли, за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей небрежностью и воровством. Признав неэффективность рабского труда, Колумелла предложил передавать землю на арендных условиях колонам, которые формировались из бывших рабов и попавших в зависимость крестьян.

Колоны обладали некоторой экономической самостоятельностью и были заинтересованы в результатах своего труда, так как арендная плата составляла около одной трети урожая. В IV-V веках н.э. колоны были прикреплены к земле и превратились в крепостных крестьян феодального общества.

Экономические идеи феодализма в Западной Европе
и России.

Феодальные отношения характеризуются собственностью феодала на землю и неполной собственностью на крепостного крестьянина. Эпоха феодализма охватывает длительный временной период. В Китае феодализм просуществовал свыше двух тысяч лет, в Англии и Франции свыше тысячи лет, в России около тысячи лет. В процессе своего возникновения и развития феодализм прошел три этапа:
Ранний феодализм - это период возникновения и формирования феодальных производственных отношений.
Развитый феодализм (X-XVI века в Европе) характеризуется преобладанием натурально-аграрных отношений, низким уровнем развития производительных сил, рутинной организацией производства.
Поздний феодализм - характерными чертами которого являлись: усиление роли торгового капитала, развитие мануфактур, значительный рост внешней торговли. В этот период происходит первоначальное накопление капитала и его развитие.
На каждом этапе формировалась адекватная ему идеология. Так, в раннее средневековье, когда были еще сильны пережитки общинных отношений, письменные источники отражают эти особенности в соответствующих нормах права. Например, в Салической правде (начало VI века) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса и луга.

И вместе с тем, ряд законов защищает индивидуально-семейную собственность на движимость. В более поздних вариантах Салическая правда фиксирует процесс зарождения индивидуально-семейной собственности на землю путем разрешения наследовать пахотные участки потомкам по мужской линии. Ряд статей содержит указания на социальное расслоение франкского общества на знать, приближенную к королю, и такие социальные группы как свободные, полусвободные и рабы.
В Капитулярии о виллах (IX век) уже нет упоминания об общине, но вместе с тем появились статьи, защищающие частную собственность на землю и регламентирующие повинности населения в пользу феодалов. В XIII веке провозглашен принцип: Нет земли без сеньора.
Экономическая мысль Западной Европы в период средневековья находилась под сильным влиянием церкви, поэтому экономические отношения облекались в религиозные каноны, т.е. незыблемые правила, угодные богу. Каноническое право выражало интересы церкви и феодалов.
Другим направлением экономической мысли средневековья были ереси. Еретики защищали идею равенства людей, проповедывали аскетизм, боролись против богатства церкви.
Феодализация Древней Руси имеет особенности, обусловленные тем, что феодальной эпохе предшествовала первобытная община, а не рабство. В XI веке на основе разложения первобытной общины образовалась Киевская Русь - феодальное государство, в котором феодальные владения имели две формы: вотчина означала, что владение перешло от отца к сыну по наследству, а поместье - это владение, полученное за службу от государя.
Князья Киевской Руси, как и другие правители, стремились узаконить складывающиеся феодальные отношения. В XI веке сформировался свод законов под названием Правда Русская, в котором особое внимание уделялось охране собственности князя, его приближенных, а также устанавливались общие законы, регулирующие отношения собственности на землю и зависимых крестьян. Отдельные статьи посвящались регулированию торговых и кредитных отношений.
Прикрепление крестьян сначала носило экономический характер. Если смерд (крестьянин) не мог самостоятельно вести хозяйство, он обращался к феодалу за ссудой и, получив ее, становился закупом (должником). В случае неуплаты долга крестьянин превращался в долгового раба.
В XIV веке был написан свод законов под названием Домострой. В последующее время его дополняли и переделывали.
В XVI веке советник Ивана Грозного Сильвестр объединил все варианты Домостроя в одну книгу. При этом он некоторым статьям дал свое толкование. В Домострое излагались правила ведения феодального хозяйства, регламентировались отношения господина к жене, членам семьи, слугам, работникам.

Домострой ориентировал на ведение натурального хозяйства, давал советы по торговле, в частности, рекомендовал в торговых операциях рассчитываться наличными деньгами, а не брать в кредит.
Как и в Западной Европе, на Руси в средние века появляются сочинения, выражающие интересы крестьян. Одним из видных сторонников крестьянства выступил в XVI веке Ермолай-Еразм, который в своей Правительнице изложил правила руководства хозяйственной жизнью в государстве. Он подчеркивал, что труд крестьянина является основой благосостояния государства и одновременно указывал на бедственное положение крестьян.

Обращаясь к Ивану Грозному, Ермолай-Еразм предлагал облегчить крестьянские повинности и все многочисленные обязанности свести к уплате пятой части продуктов, производимых крестьянами.
Царь не принял плана преобразования аграрных отношений. Единственное, что было сделано - это введение более крупной меры земельной площади, предложенной в Правительнице.
Основные понятия
Государственная эксплуатация. Долговое рабство. Ростовщичество. Трудовые повинности.

Частная собственность. Налоги. Доходы и расходы государства.

Конфуцианство. Три главных принципа Сюнь-цзы. Легизм. Экономические реформы.

Государственное регулирование хозяйства. Даосизм. Античное рабство.

Разделение труда. Хрематистика и экономика. Латифундии. Колонат.

Феодализм. Ереси.
Контрольные вопросы
1. Почему экономическая мысль древнего мира не была обособлена от политико-правовой и религиозной идеологии?
2. Чем можно объяснить сходство основных идей, изложенных в Поучении гераклепольского царя своему сыну (XXII век до н.э.) и Речении Ипувера (XVIII века до н.э.), разделенных во времени четырьмя веками?
3. Какие законы царя Хаммурапи и почему произвели на Вас наиболее сильное впечатление?



Содержание раздела