d9e5a92d

Экономический романтизм С.Сисмонди

Хотя нарицательная цена этого труда будет оставаться неизменной. Этот вывод в 60-х гг. XIX века был назван Ф.Лассалем железным законом заработной платы.
Значительное место в книге Мальтуса занимают рассуждения о морали, любви, семейных отношениях, нравственном совершенствовании. Подчеркивая опасность перенаселения, Мальтус рекомендует воздерживаться от брака, не производить детей до тех пор, пока не имеешь средств для их прокормления и воспитания. ...пока бедные не поймут причины своих страданий и пока им не будет внушено, что они сами себя должны винить за испытываемые бедствия, - подчеркивал Мальтус, - до тех пор мы не вправе утверждать, что в деле супружества каждому человеку может быть предоставлен свободный выбор... Из всего сказанного выше вытекает, что сам народ является главнейшим виновником своих страданий.
Эти выводы Т.Мальтуса получили неоднозначные оценки современников и представителей последующих поколений. Одни расточали комплименты в адрес оригинального автора, другие подвергали его выводы уничтожающей критике.
Демографический взрыв во второй половине ХХ века, когда население земли действительно удвоилось за 25 лет, оживил идеи Мальтуса.
В работах неомальтузианцев появились призывы к стерилизации населения некоторых стран, а средства массового уничтожения людей, в том числе атомное и водородное оружие, трактовались как панацея от грозящего перенаселения земли.
В 1820 г. Т.Мальтус опубликовал Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение. Однако эта книга не была оригинальной, фактически в ней повторялись основные положения книги Д.Рикардо Начала политической экономии, изданной в 1817 г. Вместе с тем Т.Мальтус поставил в Принципах вопрос о недостижимости достаточного спроса и полной реализации общественного продукта без участия в этом процессе наряду с производительными классами и непроизводительных классов (военнослужащие, чиновники, служители церкви, лендлорды).

Экономический романтизм С.Сисмонди.

Экономическая структура европейских государств в начале XIX века характеризовалась значительным удельным весом мелкотоварного производства, основанного на личном труде товаропроизводителей. В жесточайшей конкуренции с крупными предприятиями, имевшими низкие издержки производства, мелкие производители были вынуждены повышать интенсивность труда и продолжительность рабочего дня, экономить на личном потреблении. Тяжелое положение мелких товаропроизводителей привлекло внимание ряда экономистов, среди которых видное место заняли Симонд де Сисмонди и Пьер Жозеф Прудон.
Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) родился во французском кантоне Швейцарии. Учился в Парижском университете. В 1819 г. вернулся в Женеву, где написал свой основной труд Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению.

Затем опубликовал несколько книг по истории Франции, Рима и Италии.
В Новых началах политической экономии... Сисмонди подверг критике свободную конкуренцию с позиции требований вмешательства государства в экономическую жизнь. Если А.Смит и Д.Рикардо рассматривали хозяйственные процессы как естественные, управляемые внутренними законами, то Сисмонди подчеркивал важную экономическую роль государства.

Отсюда и политическую экономию он трактовал как науку об управлении богатством.
Сисмонди жил в период быстрого развития капитализма, разрушающего старые общественные отношения, в основе которых лежало мелкотоварное производство. Он идеализировал мелкое крестьянское хозяйство и цеховую организацию ремесла. В целях сохранения мелкого производства, которому угрожал средний и крупный капитал, Сисмонди предлагал реформировать капитализм путем раздробления крупных предприятий в мелкие. Он не понял объективного характера концентрации капитала и производства и полагал, что государство может остановить этот процесс.

При этом, - подчеркивал Сисмонди, - государство должно руководствоваться специальной наукой, состоящей из двух частей: высшей политики и политической экономии. Высшая политика, по его мнению, должна научить тому, как создавать государственный порядок, воспитывать граждан в духе добродетели и религии. Задача политической экономии - показать правительству, как управлять хозяйством.
В Новых началах политической экономии... видное место занимают такие категории как стоимость, деньги, прибыль, рента и т.п. Вслед за Смитом и Рикардо, Сисмонди определял стоимость товара затратами труда.
Раскрывая сущность денег, Сисмонди правильно подчеркивал, что они являются общей мерой стоимости. Вместе с тем Сисмонди, как и его предшественники, трактовал прибыль с разных позиций. В одних случаях он подчеркивал, что прибыль капиталиста является результатом ограбления рабочих, в других - результатом производительности капитала, или вознаграждением за бережливость предпринимателя.
Ренту Сисмонди рассматривал как дар земли, повторяя в этом вопросе концепцию физиократов. Он не разделял теорию ренты Рикардо, полагая неправильным перенесение на земледелие категорий капиталистического товарного производства. Вместе с тем Сисмонди близко подошел к пониманию абсолютной ренты, утверждая, что и с худших участков необходимо платить ренту.
В учении о доходах Сисмонди показал различие между эксплуататорскими доходами капиталистов и трудовыми доходами рабочих и мелких товаропроизводителей. Низкую заработную плату рабочих он объяснял капиталистическими отношениями, подчеркивая при этом влияние кризисов на снижение уровня заработной платы.
Сисмонди был одним из первых экономистов, кто показал противоречие между производством и потреблением в капиталистическом обществе и связь этого противоречия с экономическими кризисами.
В теории воспроизводства Сисмонди определял стоимость совокупного общественного продукта доходами: прибылью, рентой, заработной платой. Возможность расширения производства он видел только во внешнем рынке, который, по его мнению, с развитием капиталистических отношений сужается. На этом основании Сисмонди делает вывод о неизбежном крахе капитализма.
Экономическое учение Сисмонди завершается теорией кризисов. В своем учении Сисмонди подчеркивает, что кризисы перепроизводства органически присущи капитализму. Однако Сисмонди не понял диалектики капиталистического рынка. Он видел только одну сторону - массовое разорение мелких товаропроизводителей, которое ведет к сокращению внутреннего рынка.

Вместе с тем одновременно с развитием капитализма растет численность рабочего класса, возрастает спрос на средства производства и предметы потребления. Это означает, что капиталистическое производство имеет внутренние источники развития, а не только внешнюю торговлю, как ошибочно утверждал Сисмонди.
Таким образом, Сисмонди, справедливо критикуя противоречия капитализма, вместе с тем наивно полагал, что методами государственного регулирования экономики можно будет сдерживать развитие крупного капитала и добиться всеобщего благоденствия в условиях мелкого товарного производства.
В марксистской литературе идеи Сисмонди были названы экономическим романтизмом.

Мелкобуржуазный социализм П.Ж.Прудона.

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) жил в период развития системы фабричного производства во Франции.
Прудон, как и Сисмонди, критиковал капитализм с целью его улучшения посредством реформирования.
Первая теоретическая работа Прудона Что такое собственность? (1840 г.) принесла ему громкую известность, а фраза: Собственность есть кража - стала хрестоматийной. Прудон из-за этой фразы прослыл опасным революционером. В книге не было призывов к революции.

Как разъяснял сам Прудон, его афористичная фраза была направлена не против частной собственности, а только лишь против злоупотребления ею.
В 1846 г. вышла в свет новая книга Прудона Система экономических противоречий или философия нищеты. В ней Прудон продолжает критиковать капиталистическую собственность, но предлагает сохранить индивидуальное владение, под которым он понимал мелкую частную собственность.
Значительное место в работах Прудона занимают дурные и хорошие стороны диалектического противоречия. И задача состоит в том, - подчеркивал Прудон, - чтобы устранить дурную сторону имеющегося противоречия и сохранить его хорошую сторону. Прудон считал, что таким образом и разрешаются выявленные противоречия.

Например, ликвидация в разделении труда дурной стороны, ведущей к росту бедности и безработице, и сохранение хорошей стороны, способствующей росту богатства, гармонизирует, по Прудону, экономические отношения общества. Что касается частной собственности, то Прудон считал необходимым ликвидировать связанное с ней неравенство, которое представляет ее дурную сторону, и сохранить ее хорошую сторону, обеспечивающую человеку свободу и независимость.
Стоимость Прудон объявил носителем двух противоположных идей: с одной стороны, идеи потребительной стоимости, с другой - идеи меновой стоимости. Потребительную стоимость, т.е. полезность вещи, он назвал спросом, а меновую стоимость - предложением. В борьбе между предложением и спросом, по мнению Прудона, устанавливается цена, которую он отождествлял со стоимостью.
Рассматривая проблемы реализации, Прудон ввел понятие конституированная стоимость, которая представляет собой синтез потребительной и меновой стоимости. Этот синтез происходит в обмене. Чтобы обмен был эквивалентным, указывал Прудон, надо, во-первых, производить товаров столько, сколько требуется для обмена; во-вторых, создать условия для реализации этих товаров. Прудон полагал, что если все товары будут проданы, то противоречия капиталистического производства получат свое разрешение. Вместе с тем он подчеркивал несправедливый характер капиталистических отношений обмена и для преодоления этой несправедливости предлагал учредить Народный банк, который вместо денег выдаст рабочие квитанции.

На эти квитанции товаровладелец может получить любые другие товары. В результате, подчеркивал Прудон, обмен получит организованный характер, деньги, а вместе с ними и нетрудовые доходы, будут ликвидированы, и наступит социальное равенство.
Прудон рассматривал процент, как основную форму эксплуатации труда капиталом, и, все формы прибыли, включая промышленный и торговый доход сводил к проценту. Поэтому, установление беспроцентного кредита для мелких товаропроизводителей и рабочих, по его мнению, устраняет эксплуатацию.


Прудон отдал дань и анархистским взглядам на организацию общественной жизни. Он выступал в печати и против коммунизма, и против буржуазной демократии, критиковал монархистов, и, вместе с тем обращался к Наполеону III за помощью в проведении своих планов реорганизации общества.
Мелкобуржуазный социализм Прудона получил определенное распространение во Франции, Италии, Испании, Бельгии и некоторых других странах Европы. Объясняется этот феномен, по-видимому, тем, что реформистский путь переустройства общества и решения социальных проблем отражал интересы значительной части рабочего класса и мелкой буржуазии.
Основные понятия
Мелкое товарное производство. Свободная конкуренция. Мелкобуржуазный социализм.

Высшая политика. Стоимость. Деньги. Прибыль. Рента.

Доходы. Противоречие между производством и потреблением. Воспроизводство. Кризис.

Рынок. Внешняя торговля. Экономические противоречия.

Рабочие квитанции. Конституированная стоимость.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение мелкобуржуазному социализму.
2. В чем суть полемики Сисмонди с Рикардо по вопросу о сущности капитализма?
3. Владимир Маяковский в 1924 году писал:
Капитализм
в молодые года
был ничего,
деловой парнишка,
первый работал -
не боялся тогда,
что у него
от работ
засалится манишка...
Знаменитый женевец Симонд де Сисмонди в книге Новые начала политической экономии... изданной в 1819 году, увидел в капитализме путь, гибельный для человечества, и, чтобы спасти мир, он предложил возродить мелкое товарное производство.
Чем можно объяснить, что В.Маяковский рассматривал ранний капитализм (молодые года) как прогрессивное общество, а Сисмонди, напротив, характеризовал капитализм того периода как строй реакционный?
4. В марксистской литературе взгляды Сисмонди на общественное развитие названы экономическим романтизмом. В чем сущность экономического романтизма?
Литература к вопросам 1-4
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - Гл.13.
Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. П.с.с.

Т.2.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - Гл.14.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.89-105.
5. А.Смит и Д.Рикардо считали ключевой проблемой капиталистического воспроизводства накопление. Сисмонди выдвинул на передний план противоречие между производством и потреблением, и, в связи с этим, проблему рынка и реализации. В чем Вы видите причины разных подходов, указанных выше экономистов, к проблемам капиталистического воспроизводства?
6. Известно, что А.Смит и Д.Рикардо рассматривали капитализм как естественный и вечный общественный строй. Разделял ли эту точку зрения С.Сисмонди? В связи с этим вопросом проанализируйте следующее высказывание Сисмонди: можно ли заключить, что мы достигли теперь истины, что мы не откроем порока в системе наемного труда... как мы открыли его в системе рабства, феодализма, цеховых корпораций.

Придет без сомнения, время, когда наши внуки будут считать нас варварами за то, что мы оставили трудящийся класс без защиты... (С.Сисмонди. Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению. Т.2. - М.: Соцэкгиз, 1937. - С.209).
Литература к вопросам 5-6
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - Гл.13. - С.110-119.
С.Сисмонди. Новые начала политической экономии... Т.2. - С.208-210.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - Гл.14.
7. Сравните взгляды Сисмонди и Прудона на экономическую жизнь общества. Что общего в их взглядах и что их различает?
8. Что понимал Прудон под конституированной или синтезированной стоимостью?
9. Можно ли путем учреждения Народного банка и введения рабочих денег, предложенных Прудоном, трансформировать капиталистическое общество? Дайте аргументированный ответ.
Литература к вопросам 7-9
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - С.110-121.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - Гл.14.

Экономические учения социалистов-утопистов

1. Возникновение утопического социализма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).
2. Социалистические учения начала XIX века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).
3. Утопический социализм в России (А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).
История социалистических идей уходит своими корнями в эпоху позднего средневековья, когда острые социальные противоречия и развитие гуманистического направления общественной мысли подготовили появление выдающихся, по тому времени, произведений, рисующих пленительные картины справедливого общественного строя.

Возникновение утопического социализма
(Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Утопический социализм - совокупность социальных учений, в которых в описательной форме выражено стремление к установлению справедливого общества без эксплуатации и неравенства. Понятие утопический связано с книгой блестяще образованного английского гуманиста Томаса Мора (1478-1538 гг.), опубликовавшего в 1516 году знаменитую Утопию, (полное название: Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия). Эта книга положила начало привлекательному своим гуманизмом новому направлению общественной мысли, прошедшему в своем развитии ряд этапов.
Название острова Утопия символично. Оно показывает, что такого острова в действительности не существует. В переводе с греческого У означает отрицание, топос - место. Томас Мор применял слово Утопия, как имя собственное, впоследствии это слово стало нарицательным, обозначающим нереальность, несбыточность. Утопия переведена на многие языки мира.

Несколько раз она издавалась и в нашей стране.
Необычным был жизненный путь автора книги. Занимавший в течение ряда лет видное положение в обществе (был спикером парламента и лордом-канцлером), Томас Мор казнен по приказу короля Генриха VII по обвинению в государственной измене.
Утопия написана в форме рассказа бывалого моряка Рафаила Гитлодея о своих удивительных странствиях, в том числе, о посещении острова Утопия. В государстве, расположенном на этом острове, нет частной собственности, продукты питания и ремесленные изделия распределяются поровну и бесплатно. Заметим, что Т.Мор не только подчеркивает справедливость общественного устройства, но и критически оценивает существующие в тот период в Европе социально-экономические отношения. Так, он пишет: Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо.

Вместе с тем Т.Мор конструирует такую систему социальных отношений на острове Утопия, которая радикально отличается от соответствующих отношений Англии и других европейских государств того времени. Рабочий день на Утопии составляет 6 часов в сутки. Остальное время утопийцы посвящают наукам и полезным развлечениям. В государстве нет богатых и бедных.

Общественными делами управляют сифогранты - выборные должностные лица, которые следят, чтобы все жители острова занимались полезным трудом. Однако производство вещей - не самоцель, а средство для жизни. Т.Мор подчеркивает, что лучше меньше работать, чем губить жизнь в погоне за богатством.

Аскетизм Т.Мора сочетается с негативным отношением к физическому труду, который он называет телесным рабством. Земледелием утопийцы занимаются поочередно, выезжая из города в деревню на два года, чтобы никто не был вынужден против воли очень долго вести весьма суровую жизнь, многие, однако, - пишет Т.Мор, - которым от природы нравится заниматься деревенскими делами, испрашивают себе более долгий срок.
Значительное место в Утопии занимают описания быта утопийцев, порядок распределения продуктов и приема пищи в общественных столовых.
Оригинально решил Т.Мор проблему поклонения золотому тельцу, распространенную во все времена у всех народов. Из золота и серебра, - пишет Т.Мор, - не только в общих дворцах, но и в частных домах - повсюду делают они ночные горшки и всякие сосуды для нечистот. К тому же утопийцы из этих металлов изготовляют цепи и тяжелые оковы, которые надевают на рабов. Наконец, у каждого, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением, с ушей свисают золотые кольца, золото охватывает пальцы, золотое ожерелье окружает шею, и, наконец, золото обвивает его голову.

Так они всеми способами стараются, чтобы золото и серебро были у них в бесславии. Заметим, что этот пассаж Т.Мора был использован В.И.Лениным в его известной статье О значении золота теперь и после полной победы социализма, написанной в ноябре 1921 года.
Важное значение придавал Т.Мор образованию. В его Утопии все учатся, а тот, кто проявил отменные способности к наукам, освобожден от прочих трудов и приставлен к одному только учению.
Регламентирует Т.Мор и семейные отношения. Он подробно описывает, как подбираются супружеские пары и устанавливает возраст вступления в брак. Так, девушки выходят замуж не ранее 18-ти, а мужчины с 22-х лет.

Браки заключаются, как правило, на всю жизнь. Однако в исключительных случаях сенат разрешает вступление в новые семейные отношения.
Подробно описывает Мор систему наказаний за различные преступления утопийцев. Вторичное преступление карается смертью.
Рассматриваются в книге и внешнеполитические проблемы. Так, Мор пишет, что Война утопийцам в высшей степени отвратительна как дело поистине зверское... Однако утопийцы усердно занимаются военной подготовкой, дабы не оказаться не способными к войне, когда случится в этом необходимость.

Уже тогда Т.Мор различал войны справедливые и несправедливые.
Вызывают уважение взгляды Т.Мора на свободу вероисповеданий. В своей книге он подчеркивал, что каждый утопиец был волен веровать во что пожелает, - за исключением того, что нарушает человеческое достоинство.
Оценивая взгляды Томаса Мора на справедливое общественное устройство с позиций того времени, мы отдаем должное его демократизму и гуманизму, его мужеству и новаторству. Оценивая с позиций сегодняшнего дня, мы подчеркиваем наивность и незрелость его уравнительного коммунизма.
Видным представителем раннего утопического социализма был Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). Сын итальянского сапожника, ставший в 14 лет монахом-доминиканцем, участник заговора в Калабрии, направленного против испанского владычества, Кампанелла был схвачен испанскими властями в 1599 году и приговорен к пожизненному заключению. В тюрьме он написал Город солнца.

Книга была опубликована в 1623 году (первый русский перевод сделан в 1906 г.).
Просидев в тюрьме двадцать семь лет, он выходит на свободу, но спустя месяц его снова арестовывают. И еще два года он находится в заключении. После освобождения Кампанелла продолжает бороться за свободу Калабрии.

Его преследуют. Он вынужден бежать во Францию, где и заканчивает свой жизненный путь.
В Городе солнца Кампанелла описал коммунистическое общество, расположенное на острове Тапробан. Город управляется верховным правителем Метафизиком и тремя соправителями - Мощью, Мудростью, Любовью. Метафизик является главою светской и духовной власти и выносит окончательные решения по всем вопросам. В ведении Мощи находится все, касающееся войны и мира.

Мудрость управляет искусствами и ремеслами, всевозможными науками и учебными заведениями. Ведению Любви подлежат: заключение браков между мужчинами и женщинами, деторождение и воспитание подрастающего поколения, его обеспечение всем необходимым.
Солярии живут общиной, у них нет частной собственности и классов. Материальные блага распределяются поровну и без денег. Монеты чеканятся только для послов и разведчиков. Основные занятия жителей города Солнца - сельское хозяйство и ремесло. Солярии работают в день 4 часа.

Остальное время посвящают развитию духовных и физических способностей.
В отличие от Мора Кампанелла не допускал существования рабов в городе Солнца. Понимая роль средств производства в создании материальных благ, Кампанелла подчеркивал необходимость их совершенствования.
Идеи утопического социализма получили развитие в XVII веке в движениях левеллеров (уравнителей) и диггеров (копателей). Руководитель диггеров Джерард Уинстенли предпринял попытку создать в 1649 г. коммунистическую общину. Однако через год она была уничтожена властями и окрестными лендлордами.

Утопический социализм начала XIX века
(Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

Утопический социализм начала XIX столетия отличался от раннего утопического социализма своей направленностью против капиталистической эксплуатации и более зрелыми формами предлагаемого общественного устройства. Наиболее яркими представителями социальных утопий того времени были французы Cен-Симон и Фурье и англичанин Оуэн.
Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.) был современником Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг., на начальном этапе которой он принимал активное участие. Однако в 1791 г. Сен-Симон ушел из политики в бизнес, нажил на спекуляции землей крупное состояние, затем потерял его и отдался литературной деятельности. Его перу принадлежат: Письма женевского обитателя к современникам (1802 г.), О промышленной системе (1821 г.), Катехизис промышленников (1824 г.), Новое христианство (1825 г.).

В этих работах Сен-Симон трактовал историю человеческого общества как развитие от низших стадий к высшим, а движущей силой общественного прогресса объявил знания.



Содержание раздела