d9e5a92d

Архипов - История экономических учений

Введение

Курс истории экономических учений занимает важное место в формировании научного подхода к экономическим проблемам развития общества. Рассматривая в определенной последовательности процессы возникновения и развития экономических идей, история экономических учений отражает ступени интеллектуального развития человечества, как субъективного фактора общественного прогресса.
В течение семидесяти лет советская экономическая наука развивалась в основном в рамках марксистской школы, характерной чертой которой было революционное отрицание капиталистического способа производства, как несовместимого с высокими идеалами гуманизма и общечеловеческими ценностями. Энергичный тезис К.Маркса: Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют - был четким определителем в идеологической и политической борьбе, в оценках той или иной экономической теории.
Под знаком идеологизированных оценок оказались и учебники по истории экономических учений, опубликованные в период противостояния двух мировых систем. Вместо объективного анализа экономических теорий господствовало деление на наших и не наших, а критерием истины была не практика, а соответствие, или несоответствие, тех или иных концепций определенным цитатам основоположников марксизма и их последователей.
Вместе с тем попытки некоторых авторов рассматривать историю экономических учений как идеологически нейтральную науку, представляются недостаточно корректными. Человечество прошло ряд этапов развития, существенно отличающихся друг от друга своими социально-экономическими структурами, положением человека труда в обществе. Так, в рабовладельческих государствах раб был отчужден не только от собственности на средства производства, но и от своей человеческой сущности и официально именовался говорящим орудием. В феодальный период истории существовала крепостная зависимость со всеми атрибутами принуждения к труду.

Капиталистическое общество, с его общедемократическими лозунгами: Свобода! Равенство! Братство! - в экономических отношениях характеризуется куплей-продажей рабочей силы юридически свободного человека, однако, отделенного от средств производства как от собственности.

В современный период, в развитых странах растет удельный вес рабочих-собственников, которые, являясь акционерами предприятий, получают не только заработную плату, но и дивиденды на акции. Весь ход исторического прогресса неумолимо ведет к соединению труда и собственности, как наиболее эффективной формы взаимодействия вещественных и личных факторов производства.
Исторический прогресс нашел отражение в структуре нашего учебного курса. В отличие от формационного подхода, который был типичным для учебников, изданных в советский период, авторы данного учебного пособия рассматривают содержание экономических учений в хронологической последовательности их возникновения и развития, с учетом региональных особенностей и социальной направленности.
Цель курса истории экономических учений:
Во-первых, изложить в систематизированном виде основные экономические учения, отражающие развитие экономических отношений на различных этапах исторического прогресса.
Во-вторых, показать активную роль экономических учений в теоретическом обосновании эффективной политики государства, направленной на разрешение противоречий общественного воспроизводства и ускорение его развития.
В-третьих, активизировать процесс формирования научного экономического мышления студентов экономических вузов и факультетов.

Предмет и метод курса История экономических учений

1. Предмет истории экономических учений.
2. Метод познания. Единство исторического и логического.
3. Периодизация истории экономических учений.
4. Кризис монистических систем и поиск истины.

Предмет истории экономических учений.

Демоническими повелителями людей назвал Ф.Энгельс экономические законы, действующие слепо, стихийно, разрушительно на протяжении всей истории человеческого общества. Превращение этих законов в покорных слуг он связывал с коренной социальной революцией. История ХХ-го века подтвердила в целом справедливость образных слов классика XIX-го столетия.

Экономическая наука становится все более конструктивным фактором общественного прогресса.
Истоки экономической науки уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в первых письменных памятниках человеческой культуры мы находим энергичные попытки правителей регламентировать экономические отношения того времени с позиций целесообразности. Сегодня мы понимаем, что эти попытки были связаны со становлением государства и развитием его функций, и, справедливо объясняем их объективными причинами. Правда, новая история в лице Адама Смита сформулировала другой подход.

Его знаменитое laisser faire - пусть идет, как идет, стало хрестоматийным афоризмом. Однако обострение противоречий общественного воспроизводства в ХХ веке вновь привлекло внимание общественности к регулирующей роли государства и к экономической науке в целом.
История экономических учений - составная часть системы экономических наук, в которую входят: политическая экономия (экономическая теория) отраслевые экономики, межотраслевые экономики, мировая экономика, история экономики. Каждая экономическая наука имеет свое содержание, свою специфику, свой особый предмет. Особенностью истории экономических учений является то, что она одновременно историческая и экономическая наука, так как в рамках этой дисциплины изучается исторический процесс возникновения и развития теоретических знаний о системе экономических отношений и законов, функционирующих в общественном воспроизводстве.

Она изучает экономические учения, как формы отражения в сознании людей меняющейся экономической картины мира.
Следует различать историю экономической мысли и историю экономических учений. Если история экономической мысли включает в себя все формы отражения экономических отношений в сознании людей, то история экономических учений представляет собой систему взглядов той или иной эпохи на экономическую жизнь. Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения и развития экономических идей на различных этапах общественного прогресса.

История экономических учений - это более высокая, чем история экономической мысли, ступень теоретического познания.

Метод познания. Единство исторического и логического.

Экономические учения есть часть общественного сознания. Поскольку сознание - это форма отражения действительности в образах и понятиях, а действительность изменяется, то эти изменения получают отражение в новых идеях и категориях, в новых учениях. Так, в странах Древнего мира экономическая мысль была направлена на укрепление экономической и политической роли государства.

На ранних стадиях капитализма, в эпоху свободной конкуренции, напротив, государству отводилась роль ночного сторожа. Середина и вторая половина двадцатого столетия характеризуется в целом возрастанием экономической роли государства, получившим отражение в кейнсианских, неокейнсианских и социалистических учениях.
Заметим, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его, изменяет его посредством целенаправленной практической деятельности людей. Следовательно, экономические идеи, воплощаемые в жизнь, играют активную роль в преобразовании мира.
Развитие каждой конкретно-исторической стадии общественного прогресса обнаруживается в смене ее состояния, т.е. в истории, понимаемой как движение, изменение реального бытия. Научно доказано, что эти изменения не случайны, что они детерминированы объективными законами общественного развития. Содержание законов, отражаясь в теоретическом сознании, принимает форму законов науки. Отсюда логическое есть отражение в сознании людей меняющегося мира в упорядоченном, детерминированном виде.

Логическое выражает себя посредством системы категорий и законов общественного развития.
Анализ экономических явлений и процессов обнаруживает их повторяемость в различных странах и регионах, что также подтверждает объективный характер экономических законов. В современной экономической литературе стран Запада наряду с понятием закон употребляются такие понятия как принципы, теории, модели, которые трактуются как синонимы.
История экономических учений базируется на общенаучном методе познания, включающем в себя: во-первых, сбор фактов; во-вторых, их теоретическое обобщение, и, в-третьих, соблюдение принципа историзма. Последнее означает необходимость рассматривать содержание экономических учений в том виде, в котором они развивались в действительности.
История экономических учений, как наука, находится под влиянием двух гносеологических направлений - исторического и логического. Если классики политической экономии А.Смит и Д.Рикардо использовали при анализе экономических явлений и процессов логический метод, признающий объективный характер экономических законов, и, рассматривающий экономическую жизнь на уровне абстрактных категорий, то сторонники исторической школы ограничивались описанием конкретно-исторических форм экономического развития отдельных стран. Видные представители этого направления В.Гильдебрандт, К.Книс и В.Рошер опубликовали в 40-50-х гг. XIX века ряд работ, в которых отрицали общую теорию политической экономии, подчеркивали национальные особенности исторического развития в отдельных странах, а также возрастающую роль человеческого фактора, т.е. роль субъекта в истории.

В отличие от А.Смита и Д.Рикардо они признавали важную роль государства в экономической жизни.

Периодизация истории экономических учений.

Периодизация истории является традиционным научным методом познания. Она представляет собой деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды. Первыми поставили вопрос о периодах истории человеческого общества социалисты-утописты XIX века. Так, Анри Клод Сен-Симон выделял ранний период, рабство, средневековье, современный период, золотой век.

Шарль Фурье указывал, что общество в своем развитии прошло стадии дикости, патриархата, варварства и вступило в стадию цивилизации. Нетрудно заметить, что различия в терминах, обозначающих исторические периоды, не являются принципиальными, т.к. речь в обоих случаях идет о ступенях общественного прогресса в целом, о ступенях цивилизации.


В марксистской литературе, рассматривающей историю человечества как последовательную смену социально-экономических формаций, утвердились понятия: первобытное общество, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм в его двух фазах. Отличаются фазы уровнями развития производительных сил, социальной структурой и принципами распределения. Так, в социалистическом обществе существуют классы и распределение осуществляется по принципу от каждого по способностям, каждому по труду.

В коммунистическом бесклассовом обществе когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!
В современной обществоведческой литературе Западных стран широко применяется периодизация, основанная на технологических критериях. Так, Дж.Гелбрейт, Д.Белл и др. используют такие термины как доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное, технотронное общество. О.Тофлер выделяет аграрный, индустриальный, технотронный этапы цивилизации.
Исторический опыт показывает, что каждой эпохе развития общества присуща специфическая идеология, своя система экономических учений. Однако эта связь не всегда прямолинейна. Относительная свобода сознания дает нам немало примеров опережающего развития идей по сравнению с материальными условиями общественной жизни и экономическим базисом.

Так, в позднее средневековье, когда не было ни материальных, ни социальных предпосылок социализма, появились первые учения социалистов-утопистов Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Имеются и обратные примеры, когда экономическая мысль отстает от общественного развития и стремится сохранить отживающие формы. Необходимо также учитывать, что социально-экономическая формация проходит в своем развитии стадии становления, зрелости и трансформации в более высокую общественную систему.

И если на первых двух стадиях официальная идеология носит комплиментарный характер, то на стадии трансформации возникает ее кризис, появляются новые идеи, отражающие интересы нового растущего класса.
Одновременное существование нескольких идеологий в каждый исторический период, извечная борьба нового и старого, обусловливается, прежде всего, сложной и противоречивой социальной структурой общества и относительной самостоятельностью общественного сознания.
Традиционно, в советский период структура истории экономических учений отражала формационный подход к развитию общества. Сегодня предпринимаются попытки преодолеть эту традицию, как неадекватную реальностям конца двадцатого века. Авторы данного учебного пособия во Введении высказали свое мнение по этой проблеме. Здесь лишь отметим, что модернизация истории, приспособление взглядов на ход исторического развития к конъюнктурным идеологическим пристрастиям, не может претендовать на объективную истину. На наш взгляд, структура курса истории экономических учений должна отражать логическую целесообразность, под которой мы понимаем, применительно к нашему предмету, синтез временного и содержательного подходов.

Так, рассмотрев письменные памятники экономической мысли Древнего Мира, Античной эпохи и Раннего средневековья, а затем основные этапы возникновения и развития классической политической экономии, авторы учебного пособия в дальнейшем излагают содержание экономических учений по школам и направлениям, с учетом региональных особенностей.

Кризис монистических систем и поиск истины.

Недостатки формационного подхода к характеристике современных общественных систем, поскольку они все более утрачивают монистический характер и трансформируются в плюралистические системы, становятся все более очевидными. Экономика ряда стран изменилась не только количественно, но и качественно, так как наряду с традиционными формами собственности (крупная, средняя и мелкая частная собственность) получают все большее развитие коллективные формы. Так, в середине 90-х годов в экономике США в полной и частичной коллективной собственности находилось свыше одиннадцати тысяч предприятий, на которых было занято более 12 млн. человек.
С другой стороны, в экономических структурах стран СНГ и Восточной Европы идет процесс разгосударствления и приватизации, монистические в прошлом системы преобразуются в хозяйственные структуры с многообразными формами собственности. Эти изменения требуют новых подходов к характеристике современных развитых социально-экономических систем. Отражением этих изменений явился переход от формационной трактовки исторического процесса к цивилизационной трактовке.
Основные понятия
Предмет истории экономических учений. Экономическая мысль. Метод познания. Экономическое учение. Социально-экономическая система.

Идеология. Историческое и логическое. Детерминизм.

Монизм. Плюрализм. Периодизация исторического процесса.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение предмета истории экономических учений. Чем отличается история экономических учений от экономической теории?
2. Почему экономическая мысль возникла еще в древний период, а экономическая теория лишь в XVII веке н.э.?
3. Проанализируйте два открытия: Аристотель (IV век до н.э.) Обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости.
В.Петти (XVII век) Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого...
В чем отличие высказываний Аристотеля и Петти, и чем оно обусловлено?
Литература к вопросам 1-3
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - С.23-24.
Маркс К. Капитал. Т.1. - С.66.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - С.5-33.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.5-13.
4. В трактовке метода истории экономических учений можно выделить две точки зрения: первая, признавая относительную самостоятельность идеологии и ее влияние на экономическую структуру общества, делает акцент на определяющей роли социально-экономических условий в возникновении и развитии идей, в том числе и экономических учений;
вторая, рассматривает развитие экономической мысли как результат простого накопления знаний и усложнения инструментария экономического исследования.
Проанализируйте указанные концепции. Какой из них и почему Вы отдаете предпочтение?
5. Может ли идея опережать свою эпоху?
6. В каких новых концепциях получили отражение изменения в социально-экономической структуре современных развитых государств?
Литература к вопросам 4-6
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - С.5-10.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. К критике политической экономии.

Предисловие.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - С.19-20.
Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. - М., 1960. - Гл.4.
Дж.К.Гэлбрейт, С.Меньшиков. Капитализм, социализм, сосуществование. - М.: Прогресс, 1988. - С.79-142.
7. Почему развитие общества осуществляется в целом в прогрессивном направлении? Является ли общественный прогресс закономерностью человеческой истории? Дайте на эти вопросы развернутые ответы.
8. Мы не можем точно знать социально-экономическую картину будущего общества. Однако, можно ли на основе современных тенденций развития сформулировать основные черты будущего общества конца XXI века?

Экономическая мысль древнего востока, античной эпохи и раннего средневековья в европе

1. Экономическая мысль Древнего Востока.
2. Рабовладельческая идеология Древней Греции и Рима.
3. Экономические идеи феодализма в Западной Европе и России.
Особенностью экономической мысли Древнего мира и раннего феодализма была ее органическая включенность в политико-правовую и религиозную идеологию. Иначе говоря, экономическая мысль не была отдифференцирована от других областей духовной культуры. Вместе с тем, специфика исторического развития стран и регионов накладывала свой отпечаток на ее содержание и формы. Так, античные авторы Греции и Рима написали ряд работ целиком посвященных принципам организации частного хозяйства.

В этих работах рассматривались как технологические, так и социально-экономические вопросы, давались рекомендации, направленные на повышение эффективности производства. Письменные источники периода становления феодализма были направлены на закрепление складывающихся экономических отношений.

Экономическая мысль Древнего Востока.

Одним из древнейших письменных памятников экономической мысли является Поучение гераклепольского царя своему сыну (Древний Египет, XXII век до н.э.). В Поучении подчеркивается необходимость эффективного функционирования аппарата управления, состоящего из чиновников различного ранга. Автор рекомендует царю проявлять заботу о чиновниках, поощрять их материально за верную службу, руководствуясь при этом деловыми качествами, а не происхождением.
В Речении Ипусера (начало XVIII века до н.э.) получили отражения события, связанные с гражданской войной в Древнем Египте, вызванной усилением государственной эксплуатации, ростом долгового рабства и ростовщичества. Выражая точку зрения господствующего класса, Ипусер сетует на то, что в стране власть перешла к простолюдинам, которые захватили богатства, вскрыли архивы и похитили податные декларации.
Для возрождения старых порядков, опирающихся на деспотически-бюрократический механизм регулирования хозяйственных отношений, Ипусер рекомендует правительству восстановить все должности, не допускать междоусобиц, наладить систему трудовых повинностей по строительству пирамид и водохранилищ, укрепить боевую мощь государства.
Интересным памятником экономической мысли Древнего мира является кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до н.э). Посредством введения системы законов царь пытался остановить массовое разорение мелких производителей и развитие долгового рабства. Эти процессы уменьшали численность свободного населения, которое было основным источником формирования армии и поступления налогов. Законы запрещали продажу и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных. Ростовщическая эксплуатация ограничивалась 20% денежной ссуды и 33% натуральной ссуды.

Долговое рабство ограничивалось тремя годами. Признавалось и защищалось право частной собственности на землю и другие объекты хозяйственной деятельности.
Крупным письменным памятником Древней Индии является Артхашастра (конец IV века до н.э.), автором которого традиционно называют Каутилью, однако некоторые исследователи полагают, что ему принадлежит основа произведения, которое затем дополнялось другими авторами. Слово артха означает, что речь идет о пользе, материальной выгоде, а шастра переводится как наука, научное произведение. В Артхашастре показана важная роль государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть активным. Его деятельность подробно регламентирована в течение дня и ночи.

Государственный аппарат, состоящий из чиновников, контролирует все стороны жизни, в том числе различные отрасли народного хозяйства. Ведущей отраслью Древней Индии было сельское хозяйство, и, прежде всего, земледелие. На государство возлагалась обязанность заселять и обустраивать новые земли.

Земледельцы получали землю в личное пользование при условии уплаты налогов государству, которое строило оросительные системы и помогало общинам в освоении земель.
Денежные отношения в тот период были достаточно развитыми и автор Артхашастры подробно описывает функции главы финансового ведомства, который должен собирать налоги и руководить различными финансовыми подразделениями. Доходы государства складывались из прибыли государственных хозяйств и всевозможных пошлин и налогов. Расходы направлялись на развитие ведущих отраслей экономики и проведение общественных работ.

Важное значение придавалось документированному учету и контролю за доходами и расходами государства. Предусматривались меры борьбы с казнокрадством. (Уже тогда это было!)
Огромную роль в истории общественной мысли Древнего Китая сыграло конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был ярким выразителем интересов родовой знати, позиции которой в тот период значительно ослабли. По мнению Конфуция, важное значение в стабилизации социально-экономической системы имел моральный фактор, отношения между возрастными и социальными группами. Почтительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, - учил Конфуций, - укрепляет государство.

Рассматривая государство как большую семью, правителя он называл отцом народа, который мудро заботится о благе всех. Конфуций рекомендовал распределять богатство государства более равномерно, уменьшить бремя налогов, тщательнее учитывать цикл земледельческих работ и более эффективно привлекать народ к исполнению трудовых повинностей.
Продолжателем учения Конфуция был Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.), живший в период борющихся царств. Характерными чертами этого периода были усиление деспотической власти, военные грабежи, обострение классового антагонизма. Мэн-цзы предлагал установить четкий порядок в обществе, которое состоит из управляющих и управляемых.

Последние должны работать на первых, кормить господствующее сословие.



Содержание раздела