d9e5a92d

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Автор - Блауг М.

История экономической мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой (вспомним взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.

И трудно спорить с М.Блаугом, который пишет: “Гораздо лучше знать интеллектуальное наследие, чем договариваться, что оно хранится в неизвестном нам месте и написано на незнакомом языке”.*

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

И ДРЕВНЕГО РИМА


1.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима первоначально не отделяется от других форм мышления от общества и отделить первые ее проявления невозможно.

“Экономика” - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает “домоводство” - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Этот смысл сохранялся в течение веков.

Экономическая мысль - предполагает обобщение, абстракцию, т.е. экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Его можно назвать первым экономистом в истории науки. Экономические воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Оно покоится на так называемых догмах Аристотеля. В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется : “Чем определяются пропорции обмена товаров”(что делает товары сравнимыми). Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории. Последние считали стоимость категорией субъективной и выводили ее оценивая полезность товара.

В трудах Аристотеля можно найти зачатки и как первой, так и второй теории стоимости. Аристотель сформулировал проблему (четко сформулировать проблему - на половину решить ее). Аристотель провел анализ капитала, при этом он разделил капитал на торговый и денежный. Для анализа капитала Аристотель ввел понятие “хрематистика” (“хрема” - “имущество” (греческое) - извлечение прибыли, накопление богатства). Аристотель считал эту деятельность (накопление богатства) противоестественной, отрицательной, относящейся к ростовщичеству. Его волновал вопрос “о справедливой цене”. Экономические и этические проблемы Аристотель не рассматривал порознь в отличие от древнеримских мыслителей, которые экономические проблемы отделяли от этических.

Древнеримские мыслители исследовали практические вопросы организации крупного хозяйства рабовладельческого типа. Представителем этого типа является Марк Катон (234-149 вв. до н.э.). Он ввел критерии выбора земли для организации хозяйства, также дал рекомендации по определению структуры угодий (шкала доходности отраслей сельского хозяйства), по организации подневольного труда. Катон считал, что “хозяйский глаз” является важным фактором организации труда в поместье.

Ю.Колумелла (1 в. до н.э.) в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Условием интенсификации хозяйства считал реорганизацию рабского труда. Рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников - от тюрьмы в подвале до обмена шутками и совместного обсуждения новых работ. Все это можно рассматривать как зачатки теории “человеческих отношений”, получивших распространение в 20 веке.

Древний Рим - круг рассматриваемых экономических вопросов сводил к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. В 19 в. эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют существенную часть современного курса “микроэкономика”.




  1. Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль средневековья опирается на труды Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Влияние Аристотеля видно в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.).

Аристотель одобрял тот вид хозяйствования, который сводился к приобретению благ для дома и государства. Это естественная хозяйственная деятельность, получившая со времен Ксенофонта название “экономика”, включала обмен в пределах, нужных для удовлетворения разумных человеческих потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение, т.е. деятельность ростовщическо-торгового капитала, Аристотель характеризовал как противоестественную, назвав ее “хрематистикой”.

Фома Аквинский, развивая мысль об естественности натурального хозяйства , в связи с этим производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). При чем Ф.Аквинский считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в “нравственном усовершенствовании”. Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной ,требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф.Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Фома Аквинский считал, что торговля занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, “измененной к лучшему”.

Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Он отвергает идею о равнозначности всех видов труда, физический труд считает рабским занятием. Частную собственность считает необходимой, когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

Фома Аквинский считал, что общество - иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.

Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене. В средневековье дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

  1. первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена ;
  2. вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостояние (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).

Фома Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:

  1. один вид справедливости гарантирует цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно затратам труда и расходам (эквивалентность трактуется в терминах издержек);
  2. второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для общественной жизни, т.е. ценообразование ставилось в зависимость от социального статуса участников обмена. Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Фомы Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы, и потому присваиваемый земельным собственником. Именно получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом “во имя спасения остальных”.

П. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

  1. Меркантилизм - теория и практика.

До эпохи капитализма экономические исследования носили фрагментарный характер, касались анализа практической хозяйственной деятельности, изредка освещаясь гениальными догадками относительно глубинных законов протекания экономических процессов. Они не носили самостоятельного характера, а выступали как составная часть работ, посвященных исследованию общих проблем функционирования общества, в частности религиозных, политических, нравственных, так как экономика носила натуральный характер с незначительными элементами товарно-денежных отношений. Ситуация кардинально меняется с началом развития капиталистических экономических отношений. Это характеризуется в Европе в 15-16 вв. н.э., в эпоху великих географических открытий, в эпоху первоначального накопления капитала. Исторически и логически первоначально капитал выступает в форме торгового и денежного капитала. Открытие новых территорий и захват колоний чрезвычайно ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. Возникла первая в истории экономической мысли школа - меркантилизм (merchent - купец, торговец (англ.). Сторонники этой теории считали, что нация будет тем богаче, чем больше золота и серебра имеет. Накопление происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда - только труд в сфере добычи благородных металлов является производительным. В вопросах экономической политики сторонники этой теории дают рекомендации по увеличению притока золота и серебра в страну. Различают ранний и поздний меркантилизм.

Интересные записи



Содержание раздела