d9e5a92d

Значение международной торговли


Кроме того при древесном методе получался хрупкий чугун, в котором оставалось много углерода. Только когда этот чу-
гун снова нагревали и с помощью молотов, приводимых в движение силою воды, выбивали из него углеродные шлаки, получалось ковкое железо, которое, хотя и было более пригодным к употреблению, но по-прежнему оставалось дорогим. Кроме того, английская железная руда содержала слишком много примесей, чтобы её можно было перерабатывать таким методом, и приходилось импортировать руду из Швеции, которая была чище.
Производители железа усиленно искали новые источники энергии. Каменный уголь встречался в Англии в изобилии, но высокое содержание серы в нём серьёзно сказывалось на качестве железа. Только когда был найден метод удаления серы из угля, мы имеем в виду кокс, в производстве железа удалось устранить это серьёзное препятствие.

Новая технология была разработана в начале восемнадцатого века и к 1750 уже нашла широкое применение. Следующее важное усовершенствование, процесс пудлингования, приходится на восьмидесятые годы. При пудлинговании чугун плавят и размешивают, после чего из него получают малоуглеродистое железо. То, что раньше делалось с помощью силы воды, теперь происходило в пудлинговой печи


261
при помощи молотов, приводимых в действие силой пара. Очень важно, что в пудлинговании можно было использовать местную железную руду.
В результате этих нововведений в производственном процессе производители железа стали перебираться из малонаселённых уголков страны в места, где находились рудники и шахты. Поскольку техническое развитие позволяло строить всё более мощные домны, производство железа характеризовалось уже не маленькими, полукустарными литейными мастерскими с несколькими рабочими, а крупными капиталоёмкими предприятиями. Эта перестройка в значительной степени связана с расширением добычи каменного угля, потому что производство железа требовало огромных количеств кокса. В начале это вызывалось в первую очередь нуждами производственного процесса, который поглощал много энергии: в 1790 году для получения одной тонны чугуна использовалось семь тонн кокса. Однако топливо стали употреблять всё рациональней: к 1840 году соотношение составляло уже одну тонну кокса на одну тонну железа.

Производство чугуна быстро росло, с 244.000 тонн в 1806 году до 2,2 миллионов тонн в 1850. В этот же период добыча каменного угля увеличилась почти в пять раз, с 11 миллионов до 50 миллионов тонн. В то время Великобритания была самым крупным производителем черных металлов в мире; железо и сталь составляли более 12 процентов всего экспорта.
Каменный уголь был не только важнейшим источником энергии для черной металлургии, но использовался и в других отраслях промышленности, где требовались высокие температуры, например в производстве кирпичей, в пивоварении, стекольном производстве, в качестве топлива для жилищ и, конечно, в паровых машинах. Вначале паровые машины использовались исключительно в угледобыче. Первые простые паровые машины начала восемнадцатого века выкачивали воду из шахт. Они могли делать только вертикальные движения.

Как отмечалось ранее, в пред-индустриальный период уголь не могли добывать на больших глубинах в связи с проблемой фунтовых вод. Воду вычерпывали вёдрами с помощью хитроумных механизмов,цкоторые приводились в движение лошадьми. В одной из шахт Йоркшира для этой цели использовали 500 лошадей!

В этой ситуации преимущество паровых насосов сразу стало очевидным. Рациональное использование такого большого объёма животной силы создавало гигантские проблемы. Кроме того, для этих источников энергии нехватало кормов, топлива.

Хотя в начальный период паровые машины, которые приводили в действие насосы, имели крайне малую производительность, принимая во внимание их потребление топлива, для угледобычи это не имело значения. Они работали на каменном угле, которого на месте было более,
262
чем достаточно. Прокормить 500 лошадей было гораздо труднее. Благодаря использованию паровых насосов, добыча угля быстро росла.



Помимо использования силы пара для выкачивания воды рост угледобычи происходил в первую очередь за счёт лучшего использования рабочей силы; подземные работы в угледобыче до двадцатого века выполнялись вручную.
Использование паровых машин вплоть до конца восемнадцатого века почти исключительно ограничивалось добычей угля. Только когда в 1769 году Джеймсу Уатту (Watt) удалось построить машину с гораздо более высоким коэффициентом полезного действия, а позднее, в 1782 году превратить вертикальные движения во вращательные, стало возможным применять паровые машины в более широких масштабах, например, в черной металлургии, в прядильном производстве и для приведения в движение паровых ткацких станков.
Железо и каменный уголь заменили дерево в качестве строительного материала и топлива. Констатация этого факта имеет чрезвычайно большое значение. В начале восемнадцатого века древесина стала дефицитной и потому дорогой. Из-за нехватки топлива во многих отраслях дальнейшее расширение производства стало невозможным. В принципе производство древесины можно было бы значительно увеличить, но только за счёт земельных площадей, использовавшихся для производства продовольствия.

Поэтому, с точки зрения таких классиков экономики, как Ри-кардо (Ricardo) и Смит (Smith), экономический рост неизбежно достиг бы своего потолка. Более интенсивное использование земли в конечном итоге привело бы к уменьшению прибавочной стоимости. Количество продовольствия, органического сырья и источников энергии, имевшихся в распоряжении общества, было ограниченным и, с их точки зрения этих экономистов, это неизбежно затормозило бы дальнейший экономический рост.

Использование минерального сырья прорвало этот потолок. Хотя мы очень хорошо знаем, что запасы этого сырья тоже ограничены, резервы каменного угля и железной руды в восемнадцатом и девятнадцатом веке всё ещё казались неисчерпаемыми. Технические инновации сделали возможным использование дешевого минерального сырья и это дало толчок развитию различных производственных процессов, которые по производительности далеко превосходили прединдустриальную экономику.

Использование местных запасов каменного угля и железной руды означало, что черная металлургия могла беспрепятственно расширяться. Когда в сороковых годах во время железнодорожного бума в английской экономике наступил новый скачок, снабжение железом уже не было проблемой.
263
6.2.5. Значение международной торговли
Индустриализация принесла Англии не только лидерство в области промышленности, но и сделала её крупнейшей в мире импортирующей и экспортирующей страной и это положение она сохраняла вплоть до двадцатого века. Экспортируя промышленную продукцию, Англия могла использовать разветвлённую сеть коммерческих связей, которую она создала в течение семнадцатого и восемнадцатого веков. В начале восемнадцатого века большое значение имела торговля колониальными товарами. Через Лондон Англия ввозила большое количество сахара, чая, кофе, табака и специй, часть из которых реэкспортировалась на европейский континент.

К концу восемнадцатого века в Европу экспортировались не только колониальные товары, но и хлопчатобумажные ткани, а позднее железо и сталь. Хлопчатобумажные ткани помимо Европы шли в Вест-Индию, Соединённые Штаты и с 1830 года во всё возрастающем объёме в Азию. Такая система торговых связей позволяла Англии ввозить большие количества пищевых продуктов я сырья, например, хлопка-сырца. Индустриальный характер британской экономики виден из состава импорта и экспорта: импорт с 1800 года более чем на 95 процентов состоял из продуктов питания и сырья, а экспорт почти на 90 процентов составляли промышленные товары. Финансировать огромный импорт можно было только за счёт достаточных доходов от экспорта.

Однако заморские производители продовольствия и сырья, обладали благодаря поставкам в Англию, достаточной покупательной способностью, для того чтобы создавать спрос на промышленные товары. Из таблицы 6.6 видно, например, какую большую роль для хлопчатобумажной промышленности имел внешний рынок сбыта.
Внушительные масштабы внешней торговли дают повод для дискуссии о значении внешнеторгового спроса как стимула Промышленной революции. Сколь существенны были торговые свя-
Табл. 6.6. Процентная доля хлопчатобумажных и шерстяных тканей в общем товарном экспорте Англии, 1700-1851



хлопок
шерсть
1700
0,5
68,7
1750
1,0
46,7
1801
39,6
16,5
1831
50,8
12,7
1851
39,6
14,1


Источник: Н.Ф.Р.Крафтс, Экономический рост Британии во время Промышленной революции (Оксфорд 1985) 143. N.F.R. Crafts, British economic growth during the Industrial Revolution (Oxford 1985).
264
зи Британии для экономического роста Что было основным фактором экономического роста — узкие места внутри самой британской экономики, которые привели к возникновению технологий, сокращающих затраты труда, или же изменения в международной экономике, например рост внешнеторгового спроса Количественно влияние внешнеторгового спроса в первые десятилетия Промышленной революции было скромным. Тезис о росте, к которому привёл экспорт, сейчас уже не воспринимается всерьез. Правда, показатели экспорта по определенным отраслям, в частности по хлопку, внушительны, но доля хлопчатобумажной промышленности в национальном продукте до 1850 года была незначительной.

Как импульс для индустриализации гораздо важнее был рост внутреннего рынка сбыта в период 1750-1780 годов. Между развитием внутреннего и внешнего спроса, вероятно, существовала следующая зависимость. В результате роста народонаселения внутренний спрос увеличивался и реакцией на это было стремление к большему и более рациональному производству. В Англии, таким образом, с одной стороны, увеличивался спрос на продовольствие и сырьё, а с другой стороны, снижались цены на промышленные товары, то есть и экспортные цены.

Благодаря такому двойному развитию — возросшему сбыту в Великобританию и снижению цен на промышленные товары — росла покупательная способность заморских производителей продовольствия и сырья, что, в свою очередь, увеличивало экспортные возможности Великобритании. Конечно, это стимулировало дальнейшее промышленное развитие. Однако рост внешнего спроса нельзя рассматривать в качестве первоначального импульса индустриализации.



Содержание раздела