d9e5a92d

Социальное расслоение, социальная мобильность


1.8.3. Социальное расслоение, социальная мобильность и социальные изменения
Если представать все выделенные социальные группы в качестве слоев и расположить эти слои в определенном порядке в зависимости от их богатства и власти, то обычно возникает картина пирамиды: с небольшой группой на вершине, с более многочисленными группами посредине и самой большой частью населения у основания. Выделение различных слоев населения мы называем социальным расслоение или социальной стратификацией.
С течением времени характер и размеры социальных групп менялись. Кроме того, в один и тот же момент времени город и деревня, а также разные местности могли отличаться между собой по характеру социального расслоения. Но менялись не только характер и размеры социальных групп, изменениям были подвержены также и взаимоотношения между группами.
В этом случае большое значение имеет такое понятие, как социальная мобильность. Член одной определенной группы мог получить доступ в другие группы и характер группы при этом не изменялся. Например, при королевском режиме до Французской революции лицо, не принадлежащее к дворянскому сословию, могло, разбогатев, получить статус дворянина.

Такие контакты через границу не меняли характера группы как таковой. Бюргеры оставались бюргерами, а дворянство дворянством: имел место переход в другое сословие лишь одного человека.
Если какая-то группа закрывает путь к такого рода передвижениям, а число людей из низших социальных групп, которые хотели бы получить доступ наверх, растет, возникает резервуар людей, которые хотят подняться выше. Но дверь закрыта и это может привести к восстанию или революции.
Термин социальное изменение более нейтрален, нежели модернизация или современное развитие, которыми мы уже оперировали раньше. Термин социальное изменение указывает на перемены в обществе, когда еще нет ясности в отношении того, в каком направлении происходят эти изменения, в то время, как термин модернизация указывает на процессы, которые ведут к тому, что общество во все большей степени превращается в индустриальное или в государство всеобщего благосостояния.
В какой мере связаны социальная мобильность и социальные изменения Выше мы исходили из того, что между новичками и устоявшимися социальными группами, которые отгораживаются от этих новых членов, могут возникать трения. Если при этом господствующая группа оказывается в состоянии противостоять давлению со стороны группы, стремящейся к расширению, процесс изменения не начнется. Если верхняя группа вынуждена
25
отступить и, таким образом, открыть доступ для новых членов, наступают необратимые изменения. Если эти новые члены оказываются также носителями нового способа производства, как, например, купцы в начале периода торгового капитализма или промышленники в начале стадии индустриального капитализма, можно говорить о модернизации общества.
Теперь мы может задаться вопросом, как возникли эти новые группы. Все наши рассуждения базируются на анализе разделения труда. С десятого-одиннадцатого веков в некоторых регионах Европы возродилась торговля и в результате этого увеличилась численность купцов, а затем и ремесленников.

Купцы и ремесленники образовали ядро нового городского населения. Появление городских поселений в средние века в обществе, которое в остальном было аграрным, означало важный этап на долгом пути к разделению труда. Процесс разделения труда и специализации производства, начавшийся с разделения задач между городом и деревней, может рассматриваться как важная часть процесса модернизации. Разделение труда вызвало к жизни новые социальные группы, которые должны были завоевать себе место под солнцем. Во многих случаях это приводило к конфликтам, например, между новой группой горожан и аристократией.

Эти явления порождали социальные конфликты.
1.9. Некоторые теории
Мы уже отмечали, что социально-научный подход в исторических исследованиях подразумевает использование теорий. В этой книге мы хотели бы подробнее остановиться на трех из них.


Эти теории имеют отношение к процессам модернизации, рационализации, образования государства и процесса цивилизации. Два социолога, занимавшиеся этими проблемами, уже были названы, сейчас мы хотим представить третьего.
Процесс модернизации, как он был охарактеризован выше, подразумевает переход от аграрного общества через индустриальное к государству всеобщего благосостояния. При этом указывалось на идеи Баррингтона Мура. Центральным моментом его теории является констатация сотрудничества или противоборства между различными социальными группами. Характер сотрудничающих между собой групп и само их сотрудничество определяют структуру общества и его развитие.

Баррингтон Мур указал на роль буржуазии, крестьянства и коалиций этих групп с дворянством и монархом. Эти проблемы рассматриваются в главе 4 и 7.
Мы уже ввели понятие рационализации и в этой связи было названо имя Макса Вебера. По мнению этого немецкого социолога общественные изменения в Европе определяются в частности процессом рационализации. Этот процесс подразумевает раз-
26
рушение мифов, расколдование (Entzauberung), что делает возможным целеустремленые действия. Рационализация играет определенную роль как в экономике, так и в устройстве государства. В экономике предприниматель выбирает кратчайший (наиболее рациональный) путь к максимальной прибыли и обеспечению постоянной деятельности своего предприятия.

Государственная структура избавляется от традиционного базиса и строиться на идеях общественного договора в том случае, если бюрократия образует наиболее рациональный инструмент для проведения политической линии.
Третий социолог, заслуживающий упоминания, это Норберт Элиас (Norbert Elias). В своем основном труде О процессе цивилизации (1936) (Ueber den Prozess der Zivilization) Элиас подчеркнул решающую роль процессов образования государства в их неразрывной связи с контролем над эмоциями. Образование государства протекало вначале по династической линии, но постепенно личное правление трансформировалось в общественную власть. Французский король превратился из единоличного властителя в олицетворение государства. Государство взяло в свои руки монополию на применение силы и, таким образом, личное насилие было исключено.

Процесс цивилизации ведет от монополизации насилия государством к ненасильственности гражданина, которая подразумевается сама собой, ведь гражданину не нужно насилия, чтобы выжить. Сначала он отказывается от применения силы под давлением извне, но вскоре такая позиция органически им усваивается и становится естественной частью личности. Другой аспект исторических процессов, на который указывал Элиас, касается укрепления связей между людьми и растущей зависимости жителей государства друг от друга.

Это укрепление связей (или конфигурация, как его называет Элиас) определяет развитие общества, которое хотя и не протекает в соответствии с замыслом различных его участников, но все же имеет определенную структуру. Например, государство всеобщего благосостояния является результатом возросшей сложности социальной структуры, которая не может быть отнесена за счет какого-то одного лица или события. Мы рассмотрим некоторые аспекты теории Элиаса в главах 4 и 7 .
1.10. Построение книги
За введением последуют три главы, в которых мы рассмотрим три аспекта развития аграрных обществ начиная с конца пятнадцатого и до конца восемнадцатого веков на примере четырех избранных нами регионов. Эти три аспекта суть население, социально-экономическая структура общества и социальные группы. Во второй части этой книги те же проблемы рассматриваются
27
начиная с конца восемнадцатого века вплоть до настоящего времени.
Во второй главе — главе о населении — мы анализируем особый вид напряженности, которая существовала в аграрном обществе между численностью населения и (аграрными) средствами существования. Рост населения все время тормозили ограниченные средства существования, этот фактор определял и демографическое поведение: браки заключались в достаточно позднем возрасте или не заключались совсем. Если мы возьмем более протяженный отрезок времени, например, период от по-щнего средневековья примерно до 1800 года, как единое целое, мы можем констатировать рост населения.

Семья в аграрный период была практически единственной производственной единицей, дававшей как сельскохозяйственную так и ремесленную продукцию. Этим объясняется тесная связь между экономическими ресурсами и численностью населения.
В третьей главе мы рассматриваем ситуацию с дефицитом определенных продуктов и связанный с ним процесс образованием социальных групп. Ведь профессия, благосостояние и зависимость различных групп определялись их экономическими возможностями. В аграрных обществах большая часть населения была чанята в сельском хозяйстве и проживала в сельской местности.

Доля городского населения была незначительной, но все же города были важными центрами сосредоточения торговли, промышленности и административного управления.
В главе 4 рассматривается социальная структура общества во нремя королевского режима (ancien regime) до Французской революции. В общих чертах эту структуру можно назвать обществом сословий. Социальные группы возникли на основе общности происхождения или рождения и в них существовала четко выраженная иерархия.

Образование государства и появление торгового капитализма привнесли изменения в это общество сословий.



Содержание раздела