d9e5a92d

Период с 1880 года до Второй мировой войны



На графике виден рост числа учащихся начальных школ на 10.000 жителей. В период с 1829 по 1906 год наблюдается постоянный рост этого показателя до середины восьмидесятых годов девятнадцатого века.
Рис. 7.1. Число учащихся на 10.000 жителей во Франции, 1829-1906 Источник: Анналы (Annales E.S.C.

1984) 117.
зднее в том же веке возрастала и потребность в административном персонале, который не только мог бы читать и писать, но и был бы в состоянии вести делопроизводство и владел бы иностранными языками.
Важность хорошего образования понимали не только либералы и предприниматели. Ещё во времена Французской революции якобинцы, которых никак нельзя назвать либеральными предпринимателями, провозгласили лозунг доступности хорошего образования для всех. Образование должно было быть обязательным для всех, бесплатным и свободным от вмешательства со стороны церкви.
Образование было важным и для церкви. По традиции церкви принадлежали важные функции в организации образования. В главе 4 мы уже видели, что, например, реформация в некоторых частях Европы оказала положительное влияние на рост числа грамотных.

Однако в девятнадцатом веке стало ясно, что мотивы либеральных граждан и церкви к стимулированию образования очень сильно разнились между собой. Во многих странах развитию образования, в первую очередь начального, сильно мешала борьба между церковью, с одной стороны, и теми, кто не хотел образования на религиозной основе, с другой. В Англии Закон об Образовании (Education Act) от 1870 года представлял собой компромисс между интересами этих сторон. В Голландии борьба
365
/. j. iiepuoo с юаи oo второй мировой воины jdj
в области образования долгое время была одним из важнейших моментов политической борьбы.
Развитие образования играло большую роль в разных областях. В девятнадцатом веке экономический рост шел рука об руку с техническим обновлением. Хорошее техническое образование было при этом очень важным. Не случайно именно в Германии, где техническое образование уже давно было хорошо организовано, техническое обновление в конце века сыграло такую большую роль в процессе индустриализации. Другим следствием было то, что один из важнейших либеральных идеалов — увеличение возможности социальной мобильности для всего населения — стал близок к своему осуществлению.

Росло значение таких новых групп, как белые воротнички, техники и люди свободных профессий. В девятнадцатом веке эти группы ещё не составляли большинства населения, но численно они продолжали расти и их общественное положение стало определяться увеличившимися возможностями получения образования.
7.3. Период с 1880 года до Второй мировой войны
После 1880 года влияние государства увеличилось ещё больше по сравнению с предшествовавшим периодом. Новым было то, что уже не буржуазия была основной движущей силой общественного развития. Возросла роль новой социальной группу, мы имеем в виду рабочий класс, который переживал медленную эмансипацию.



Конечно, буржуазия не исчезла, и во всех четырёх странах мы ясно видим влияние этой группы вплоть до Второй мировой войны. С конца девятнадцатого века общество в Западной Европе стало развиваться в направлении общества массового потребления. То есть там появились большие социальные группы с одинаковым образом жизни и потребления. Эти группы отличались уровнем доходов выше минимального, проживанием в урбанизированных районах и большей причастностью к процессу принятия политических решений, благодаря дальнейшему расширению избирательного права.

Но сначала эти большие группы, в особенности рабочие, должны были завоевать своё место под солнцем. Эмансипацию рабочих как социальной группы мы можем рассматривать как переходную стадию от общества, в котором господствовала буржуазия, к обществу, социальная база которого стала значительно шире и охватывала широкие средние слои населения. Это общество массового потребления достигло своего расцвета после Второй мировой войны.

Отдельные проявления общества массового потребления мы можем найти ещё до Второй мировой войны, но тем не менее 1945 год можно считать годом водораздела.
366


7.17. Государство
Как изменились роль и значение государства в период с 1880 года до Второй мировой войны В третьем периоде — начиная со Второй мировой войны и до наших дней — в структуре, которую мы называем государством всеобщего благосостояния, очень явственно заметно присутствие власти. Нужно подчеркнуть, что хотя Вторая мировая война и является определённой вехой, государство всеобщего благосостояния не упало с неба в 1945 году. То есть роль государства увеличивалась и в период с 1880 по 1945 год.

В этом разделе мы вкратце рассмотрим эти процессы.
В начале девятнадцатого века государство избавилось от норм и институтов, которые считались унаследованными от прежнего режима и определялись как меркантилистские. Господствующее учение о роли государства нашло своё отражение в идеологии свободной торговли (laisser faire) или либерализма. В Англии, Нидерландах и Франции в разное время к власти пришла буржуазия и либерализм стал господствующей идеологией.

Однако до второй половины девятнадцатого века ещё преобладал авторитарно-консервативный образ правления.
Во Франции начиная с правления Наполеона и до падения Второй империи в 1870 году, за исключением непродолжительного периода 1848-51 годов, существовало централизованное, авторитарное государство. В Нидерландах и Англии буржуазия
367
достигла господствующего, положения только во второй половине девятнадцатого века.
В большинстве германских государств авторитарный режим, который был восстановлен в Германской империи под руководством Меттерниха (Metternich) во время Венского конгресса (1815), сумел продержаться и в бурный революционный 1848 год. Буржуазные силы — предприниматели, образованные граждане и чиновники — мирились с этой авторитарной системой. Рост Пруссии в шестидесятые годы и окончательно объединение Германии в 1871 году под эгидой Пруссии направлялись сверху, то есть осуществлялись политико-военным путём. Поэтому до Первой мировой войны буржуазия продолжала играть подчинённую роль.

Веймарская республика (1918-33) представляла собой попытку воплотить в действительность буржуазное общество, но эта попытка окончилась неудачно и привела к установлению тоталитарного режима Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) (1933-45).
Всем четырём странам в конце девятнадцатого века пришлось столкнуться с социальным вопросом. Этим понятием обозначается целый комплекс проблем, вызванных индустриализацией и урбанизацией, негативные последствия которых особенно явственно проявились в последние десятилетия девятнадцатого века. В предыдущей главе уже рассматривалась дискуссия между оптимистами и пессимистами.

Пессимисты указывали на негативные последствия индустриализации, а оптимисты подчёркивали её позитивные стороны. В ходе дискуссии выяснилось, что во всяком случае с середины девятнадцатого века уровень жизни широких слоев населения повысился. В таблице 7.4 даётся средние нормы потребления некоторых продуктов питания в Нидерландах в период с 1852 года до начала двадцатого века.

Из этих цифр ясно видно, что потребление пшеницы утроилось, потребление картофеля и мяса удвоилось, а потребление сахара увеличилось даже более чем в четыре раза. Эти данные не дают возможности проследить различия в характере ппотребления различных общественных классов, но можно предположить, что улучшилось положение всего населения Нидерландов. Несомненно, низшие классы пользовались плодами прогресса в меньшей мере.

Потребление значительного количества продовольствия на душу населения указывает на рост жизненного уровня; развитие Нидерландов можно считать показательным и для трёх других стран.
Дискуссию конца девятнадцатого века, посвященную социальному вопросу, следует рассматривать в свете развития всех четырёх стран. Это развитие означало, что промышленность становилась крупномасштабной, а использование неквалифицированного или полуквалифицированного труда все сокращалось. Кроме того национальные экономики находились под влиянием международной конъюнктуры и неквалифицированные или полу-
368
квалифицироваUные рабочие в первую очередь становились жертвами её неблагоприятного развития. Отрицательные последствия ниспадающей конъюнктуры выражались в росте числа рабочих, которые став безработными, вели в трущобных районах нищенскую жизнь, часто сопровождавшуюся пьянством. Рабочее движение, в котором вначале важнейшую роль играли ремесленники и квалифицированные рабочие — рабочая аристократия — после 1880 года тоже не оставляло без внимания неквалифицированных рабочих. В частности благодаря этому возник повышенный интерес к плохим социальным условиям, которые принимали близко к сердцу буржуазия, правительство и лидеры рабочего движения. Решения этих социальных проблем прежде всего искала городская буржуазия.

Позднее тем же занялись центральное или общенациональное правительство ряде случаев под давлением со стороны организованного рабочего движения.
В таблице 7.5 указаны годы введения ряда элементов социального обеспечения. Германская империя была первой в деле страхования от несчастных случаев, по болезни и по старости. Нидерланды по ряду показателей замыкали список.



Содержание раздела