d9e5a92d

Латиноамериканская модель (1990-е годы)


13
Латиноамериканская модель (1990-е годы)


Директор-распорядитель Международного валютного фонда Мишель Камдессю, говоря о финансовом кризисе, поразившем Мексику в 1994-1995 гг., назвал его первым кризисом XXI столетия. Летом 1995г. Большая семерка индустриальных стран на очередном саммите среди других проблем обсуждала вопрос о кризисах мексиканского типа и способах их предотвращения.
Подтверждение этих опасений не заставило себя ждать. Кризис в странах Восточной и Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. имел многие схожие черты. Осенью 1998 г. в орбиту подобного кризиса оказалась втянутой крупнейшая страна Латинской Америки Бразилия.

И наконец: хотя Россия со своим «лица необщим выраженьем» имеет особенный кризис, многие его компоненты напоминают как мексиканский, так и бразильский вариант.

Кризисы нового типа


Каковы общие черты этих кризисов
За отправной момент можно взять модное теперь слово глобализация. Капиталу всегда свойственно искать по всему миру самые выгодные сферы приложения. Но никогда еще для этого не было таких возможностей, как в наше время, возможностей политических, экономических, технических, информационных. Закрытыми для иностранного капитала остаются лишь островки вроде Северной Кореи.

Страны, которые хотят жить по правилам современного мира и пользоваться его преимуществами, вводят полную или хотя бы значительную свободу движения капитала, особенно ввоза и репатриации (возвращения в свою страну) иностранного капитала, перевода домой прибылей и процентов.
В то же время выходящие на мировую арену страны второго мира (бывшие социалистические) и третьего мира (развивающиеся), их банки и фирмы не могут, да и не стремятся соблюдать жесткую финансовую дисциплину. Конечно, и в странах первого мира (развитого капиталистического) немало проблем, но там стабильность финансов является приоритетом, что мир недавно увидел в полной мере в связи с созданием евро. В бывших социалистических и новых индустриальных странах положение иное.
Такое сочетание и создает ту гремучую смесь, которая в последние годы взрывается в разных странах и создает угрозу мирового экономического кризиса. Более или менее единообразно происходят следующие процессы. Государство плохо собирает налоги и расточительно расходует деньги, нередко в интересах продажных чиновников. Дефицит бюджета покрывается внутренними и внешними займами.

Поскольку эти займы имеют высокую доходность для кредиторов и до известного момента представляются надежными, массы капитала, ищущего выгодного приложения, инвестируются в обязательства правительств, нередко краткосрочные (подобно российским ГКО). Фирмы, отчаянно борющиеся за место на мировом рынке, занимают в долг у отечественных и иностранных банков и при малейших трудностях оказываются не в состоянии погасить его. Относительно слабые национальные банки, имея в активах эти плохие, невозвращаемые кредиты (non-performing loans), сами черпают средства на мировом рынке капиталов размещают свои обязательства, получают ссуды в иностранных банках.
Одновременно развивается валютный и банковский кризис. Банки, вынужденные платить по вкладам и другим видам ресурсов высокие проценты, повышают процентные ставки по своим ссудам. Для многих предприятий кредит теперь недоступен, что толкает их к банкротству.
На определенном этапе доверие оказывается подорванным, иностранные держатели государственных и частных ценных бумаг продают их в массовом порядке, иностранные банки требуют возврата кредитов. Экономически это означает уход капитала из страны. Одновременно бежит капитал национальный: фирмы, банки, физические лица покупают иностранные ценные бумаги, наращивают средства на счетах за границей.

Как обычно бывает при кризисах, эти процессы лавинообразно нарастают, доходят до уровня паники. Уход и бегство капитала из страны означают резкое увеличение спроса на иностранную валюту, возникает тенденция к ее удорожанию, к понижению курса валюты национальной. Если центральный банк страны пытается удержать курс валюты, он должен продавать доллары или другую твердую валюту из своих резервов.



Но при этом даже высокий уровень резервов оказывается недостаточным.
Что остается делать Можно произвести девальвацию скажем, просто отпустить курс валюты в свободное плаванье. Можно просить срочной кредитной поддержки у Международного валютного фонда, у западных правительств и банков. Можно сделать то и другое;
обычно так и поступают. Если это невозможно или недостаточно, приостанавливаются выплаты по внешним долгам, иностранным держателям ценных бумаг и других средств отказывают в конверсии в твердую валюту, вводятся разного рода валютные ограничения. Но после этого трудно рассчитывать на высокий международный финансовый рейтинг, а вместе с тем на доступ к мировым ресурсам капитала.

Этого страны, которые ведут себя нормально, стремятся избежать любой ценой.
Такие кризисы оставляют в руинах банковскую систему, что и произошло в России и в Индонезии. Одни финансовые учреждения закрываются, другие поглощаются более сильными национальными или иностранными банками, третьим пытается помочь государство путем вливания бюджетных денег. Практически все кризисные страны оказались перед лицом сложнейшей проблемы реструктуризации банков.
МВФ пытается найти свое место в этой новой мировой ситуации. Однако Фонд характерное порождение проблем, возникших еще в первой половине XX века. Он был рассчитан на менее масштабные и многосторонние кризисы, главным образом на преодоление временных трудностей в уравновешивании платежного баланса по текущим операциям, в котором определяющей статьей является внешняя торговля. В кризисах «мексиканского» типа дефицит внешней торговли и других статей текущего платежного баланса может играть свою роль, нередко значительную. Но главный их элемент утрата доверия и связанный с этим отлив капиталов, который может оказаться огромным по масштабам и стремительным по темпам.

Чтобы бороться с такими силами, МВФ вынужден увеличивать свои ресурсы и кредиты, что само по себе не просто. Кроме того, он настаивает на том, чтобы страны-заемщики принимали более глубокие и радикальные меры, направленные не только на устранение внешнего дефицита, но на финансовую стабилизацию в целом. Миссии Фонда, направляемые в страны, которые претендуют на его кредиты, становятся все более въедливыми, они жестко требуют от правительств экономии, дисциплины, строгости.
МВФ передает деньги стран-кредиторов во главе с США странам-должникам. Кредиторам предоставление ресурсов Фонду все более видится бросанием денег в бездонную бочку, а должникам предлагаемое Фондом лекарство кажется все более горьким. Таким образом назревает кризис самого Международного валютного фонда.
Сказанное выше является не только введением к настоящей главе, непосредственно посвященной кризисам в Латинской Америке, но и к трем заключительным м, в которых речь пойдет о странах Азии и, наконец, о России.
Несбалансированный рост
Если взять глобус и поискать на нем страны, положение которых имеет более всех общие черты с Россией, то, за исключением нескольких стран СНГ, мы должны назвать крупные страны Латинской Америки:
Бразилию, Мексику, Аргентину. Географически и климатически далеко, но экономически и политически довольно близко.
Начнем с того, что это обширные страны с богатыми природными ресурсами. По численности населения Бразилия уже превосходит нас, Мексика подтягивается и, возможно, через полтора-два десятилетия догонит Россию. Начиная с 19301940-х годов эти страны пытаются избавиться от положения сырьевых придатков США и Западной Европы и, отгородившись от внешнего мира импортными пошлинами и другими барьерами, проводят индустриализацию.

В политике эквивалентом нашего коммунистического режима там были военные диктатуры, сравнимые не столько с тиранией Сталина, сколько с более мягкими режимами Хрущева и Брежнева.
Некоторые результаты этой индустриализации могут вызвать у нас зависть: к примеру, Бразилия (точнее, иностранные компании, осуществившие там инвестиции) производит теперь примерно вдвое больше автомобилей, чем Россия. Но некоторые черты опять-таки роднят большие страны Латинской Америки с Россией: в них также есть громоздкий и неэффективный государственный сектор, который тяжелым бременем ложится на бюджет и на банковскую систему.
Слабость финансов хроническая беда Латинской Америки: налоги собираются плохо, уклонение от них носит массовый характер; значительный дефицит государственного бюджета довольно обычное дело. Возможности использования внутренних сбережений для покрытия дефицита весьма ограничены, как, кстати сказать, и в России. Поэтому в течение всего периода после Второй мировой войны почти вся Латинская Америка является своего рода заповедником большой инфляции.

Это полностью относится к трем странам, о которых идет речь [4].
Бразилия, Мексика, Аргентина были крупными международными должниками начиная с XIX века; в послевоенный период внешние долги стран Латинской Америки стали важнейшим элементом сложной системы международной задолженности. Кредиторами для них являются банки Северной Америки, Западной Европы и Японии, правительства ряда развитых стран, различные институциональные инвесторы, а также международные финансовые организации во главе с МВФ.



Содержание раздела