d9e5a92d

Численность армий национальных государств


В этом обзоре следует указать и на бедноту, которая в пред-индустриальной Европе всегда составляла многочисленную группу и, вероятно, не преследуя никаких политических или социальных целей, как масса всё же представляла из себя источник потенциальной опасности для стабильности в обществе.
Наконец, существовало и духовенство, группа интересная и важная во многих отношениях. Об этой группе в ещё меньшей степени, чем о других группах мы можем делать высказывания общего характера. Укажем на большие различия между регионами, остававшимися католическими, и регионами, где господствовало протестантство.

В этих последних регионах передел церковных земель явился важным стимулом к социальной мобильности, поскольку группам, находившимся вне церкви, предоставлялась возможность приобрести землю, а вместе с ней и улучшить свой социальный статус. В католических областях высшее духовенство в политическом и экономическом отношениях оставалось тесно связанным с аристократией. Для католических и протестантских областей справедливо утверждение, что, начиная со второй половины шестнадцатого века, духовенство предпринимало там попытки установить более полный контроль над повседневной жизнью верующих.
4.1.1. Образование государства
Выше уже неоднократно говорилось о процессах централизации как важного фактора в процессе социальных перемен; правильнее было бы сказать, что возникновение новых форм государственности было как причиной, так и следствием перемен в обществе. В настоящем параграфе будет предпринята попытка дать краткий очерк изменения роли государства и в качестве главнейшего представителя государства — монарха.
Для этого мы, пусть совсем ненадолго, должны будем вернуться в раннее средневековье, в период приблизительно после 800 года. В этот период в Западной Европе возникла почти неподвижная социальная система. Торговля играла незначительную роль, социальное положение членов общества определялось системой землевладения. Землевладельцы по большей части сами удовлетворяли свои потребности (автаркия) и социальный рост или регресс были практически невозможны.

Происхождение определяло социальное положение.
Внутри такого общества правители не обладали большой властью. Они были не в состоянии выполнить свой важнейший долг — обеспечить защиту против нападений извне. Вассалы, которые были в состоянии выполнить функции защиты, становились всё сильнее.

То обстоятельство, что правитель в качестве вознаграждения за оказанные услуги был вынужден отдавать земли в ленное владение, ещё больше ослабляло его позиции. Для этой системы характерным было сочетание военной власти с крупным землевладением. Важнейшим военным инструментом была кавалерия. Только крупные землевладельцы могли позволить себе иметь лошадь, необходимую рыцарю; и именно они после успешной
152
войны получали в награду земли. Эта система с её возрастающим разделением реальной власти была обречена на распад по двум причинам. Рост народонаселения вёл к занятию всё новых земель и из-за этого сюзерены постепенно лишались возможности выделять своим вассалам земли в награду за оказанные услуги и сами они всё меньше могли доверять своим вассалам.
Ещё более важную роль играло возрождение торговли. Расцветали старые города, возникали новые. Сюзерены или вассалы, которым удавалось захватить монополию на сбор налогов, могли тем самым обеспечить свою независимость от ленников и сюзеренов.

Таким образом, ослабление могущества большей части дворянства сопровождалось ростом некоторых местных правителей.
Им удалось заполучить ещё одну важную монополию, а именно военную. Налоговая и военная монополии естественно находятся в тесной взаимосвязи и их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Деньги, получаемые в виде налогов, давали правителю возможность содержать армию, которая делала его независимым от дворянства в случае войны. Кроме того с помощью армии он мог, если было нужно, заставить горожан платить налоги. Налоги, вначале временные, всё больше приобретали характер постоянных.

С помощью этих двух рычагов правитель мог использовать в своих интересах противоречия между дворянством и горожанами.


В эпоху, когда горожане становились сильнее, а дворянство слабело, сам правитель мог ещё больше усилить свои позиции. При таRой ситуации, когда важнейшие группы в обществе — дворяне и горожане — одновременно были нужны друг другу и противостояли друг другу и когда между этими общественными группами существовало равновесие, самодержец, выступая в качестве гаранта этого социального равновесия, мог взять власть в свои руки.
Табл. 4.1. Численность армий национальных государств в 1470-1710 гг. (тыс. чел.)


период
Испания
Республика
Франция
Англия
1470-1479 1550-1559
20 150
-
40 50
25 20
1590-1599
200
20
80
30
1630-1639
300
50
150
.
1650-1659
100
-
100
70
1670-1679
70
110
120
-
1700-1709
50
100
400
87


Источник: Т.Паркер, Испания и Нидерланды, 1559-1659 (Лондон, 1979) 96. G.Parker, Spain and the Netherlands, 1559-1659 (London 1979).
153
Рост могущества монарха имел важные последствия. Впервые в Европе возникло централизованное управление значительными территориями. Правосудие и налогообложение, которые прежде находились в руках многих людей, теперь стали осуществляться централизованно.

Усиление единства, надежность валюты, отмена поборов и единая система весов способствовали расцвету торговли. Наряду с этим монарх стал вмешиваться в экономическую жизнь с целью обеспечить и увеличить свои доходы.
В те времена негибкого производства, когда благосостояние было уделом немногих, государство не могло не создать системы, с помощью которой оно могло бы прибирать к рукам значительную часть излишков. Власти начинали проводить активную экономическую политику. В шестнадцатом веке возникла система государственного вмешательства в экономику, которую мы называем меркантилизмом.

Меркантилизм как таковой был описан в предыдущей главе. Борьба за пропитание в шестнадцатом веке и вплоть до конца восемнадцатого века поглощала значительную часть энергии и организационных усилий государства. Нехватка продовольствия могла привести к различным формам социального протеста, которые, в свою очередь, создавали угрозу существованию государства.

По мере роста армий и городов борьба за пропитание всё больше определяла жизненные интересы государства.
В Англии, где имелись излишки зерна, участие государства в распределении продовольствия обычно носило характер защиты крупных помещиков-предпринимателей. Государству было легче примириться с исчезновением старых, в ряде случаев заводившихся ещё в средние века правил, которые отдельные города устанавливали для собственного обеспечения продуктами питания. Во Франции государство стало вмешиваться в процесс распределения продовольствия в конце семнадцатого века. Здесь господствовало стремление к централизму, которому сопутствовала жестокая борьба центральной власти против местных правителей.

Во Франции государство старалось сделать рынок открытым, если понадобится, то и насильственным путём. Только обеспечив себе контроль над распределением продовольствия и, как следствие этого, устранив важную причину потенциального сопротивления — нехватку продовольствия,— государство могло прилагать силы и энергию для выполнения других задач.
Впрочем, на практике организовать распределение продовольствия было довольно трудно. Вмешательство государство часто приводило к голодным бунтам, которые оно старалось предотвратить. Прежде всего это случалось потому, что распределение редко проходило честно, а, во вторых, поскольку, с точки зрения населения, вину за голод можно было возложить на государство. Контроль над распределением продовольствия и сбор нало-
154
гов самым прямым образом сталкивали население с процессом образования национального государства в его новом виде.
Приводимый выше обзор проблем, с которыми приходилось иметь дело различным социальным группам, и динамики властных взаимоотношений в обществе может создать представление, будто во всех европейских странах развитие проходило по одному типу: будто бы общественное развитие шло от сильно раздробленной власти в направлении общества, в котором всё большие по размерам территории попадали в руки социальной группы, численность которой всё уменьшалась.
Однако реальная картина была иной. Действительно, во всех западно-европейских странах возникали сходные проблемы, приведшие к значительным изменениям. Однако исход происходивших перемен определялся тем, какие социальные группы могли занять господствующее положение и какие политические союзы эти группы хотели заключить друг с другом.

Так что сейчас нам следует подробнее рассмотреть развитие событий в Англии, Франции, Германии и Республике Соединенных провинций.
4.2. Расслоение и социальная мобильность
4.2.1. Англия
Обзор социальных изменений в Англии с пятнадцатого века следует начинать с торгVвли шерстью. Ещё в средние века в Англии процветала торговля шерстью, главным образом потому, что Англия могла поставлять необработанную шерсть для текстильной промышленности Фландрии. Расцвет торговли шерстью и овцеводства имел прежде всего важные последствия для инфраструктуры Англии: там были проложены дороги, процветали торговые города и даже возникла собственная промышленность по обработке шерсти, в основном кустарного характера. Обо всём этом уже говорилось в предыдущей главе. Наряду с этим — что важно для данной главы — развитие рыночных отношений в английском обществе имело также значительные социальные последствия.

В городах торговцы шерстью могли как класс играть важную роль, в шестнадцатом веке их положение еще более укрепилось, когда развитие домашней промышленности позволило этим торговцам добиться существенного влияния в сельской местности. Однако расцвет торговли шерстью имел важные последствия и для дворянства. Овцеводство давало дворянству возможность увеличить свои доходы.

Землевладение, испокон веков основа политико-юридической и военной власти, становилось теперь прежде всего источником доходов. Земля превращалась в объект капиталовложений, как, например, явствует из растуще-



Содержание раздела