d9e5a92d

План экономии английского банкира Дж. Мэя

Были покровители нацистской партии и среди американцев: Рокфеллер, Морган, Ламонт, Кун Леба и другие лидеры финансового капитала. В 1930 г. вложения США в германскую экономику достигли 5Ж их национального дохода. В 1931 г. по настоянию президента США Гувера прекратились выплаты Германией репараций.

В то же время Нью-Йоркская биржа повысила курс акций фирм, имевших вложения в германскую экономику.
В январе 1932 г. на совещании Гитлера с промышленниками нацистская партия получила одобрение своей программы: уничтожение демократии, подготовка к войне за жизненное пространство. Блок монополий и фашизма стал оформляться вполне определенно в январе 1933 г. На совещании в Кельне промышленники выдвинули ряд требований будущему правительству нацистов и сформулировали программу действий: усилить борьбу против большевизма, подчинить крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднять экономическую конъюнктуру путем обширных государственных заказов, разорвать Версальский договор, сделать Германию сильной в военном отношении.
В Германии не существовало фатальной неизбежности победы гитлеризма. Единый антифашистский блок мог преградить ему дорогу, но рабочее движение было расколото правыми социал-демократами, которые отказались от сотрудничества с коммунистами. Раскол оказался роковым.

30 января 1933 г. по прямому требованию финансовых воротил президент Гинденбург передал реальную власть Гитлеру, назначив его рейхсканцлером.
В годы кризиса в Германии обстановка заметно изменилась: росла безработица, падала заработная плата, распродавались с молотка крестьянские хозяйства, сокращались обороты мелких торговцев и ремесленников, увеличивалась заболеваемость в связи с недоеданием и плохими жилищными условиями, росло число самоубийств - все это было на руку фашистам, а Гитлер изображал себямессией, явившимся спасти немецкий народ и избавить его от страданий.
Так в Германии была установлена фашистская, террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических кругов финансового капитала. Фашизм в Германии смог прийти к власти прежде всего благодаря поддержке, которую ему оказал германский, а также иностранный (в особенности американский) финансовый капитал. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление в экономике, чему способствовал ее перевод на военные рельсы.

Решения по поводу перестройки германской экономики в кратчайшие сроки носили сугубо волюнтаристский характер. Гитлер требовал вести экономическую подготовку к войне решительно и беспощадно: самыми ускоренными темпами развивать производство горючего, в конкретный срок - 18 месяцев - обеспечить массовое производство синтетического каучука, создать крупную собственную экономику в духе автаркии, увеличить производство железа и т.д.
Полное самообеспечение, прежде всего стратегическим сырьем, в Берлине считали главным условием экономической независимости Германии, столь необходимой для войны. Вместе с тем, оно рассматривалось как способ сбережения валютных фондов, необходимых в мирное время для закупки и ввоза продовольствия из-за границы.
Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она проходилась ускоренными темпами и рассматривалась нацистскими главарями как главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство перенесло всю страну на военные рельсы. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены, новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д.

Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных. Осуществлялась стандартизация железных и стальных изделий и деталей машин.

В ряде соседних стран развернули работу филиалы германских фирм.
Как внутренний, так и внешнеэкономический курс фашизма с самого начала был связан с подготовкой второй 1ровой войны. Сразу после прихода к власти Гитлер рушил условия Версальского договора и начал открытое вооружение Германии: создал министерство авиации в [реле 1933 г., ввел всеобщую воинскую повинность в 1рте 1935 г. В июне 1935 г. был заключен англо-германский морской договор, по которому Германия добилась права строить свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. Разорвав Локарнские соглашения в марте 1936 г., фюрер слал войска в демилитаризованную Рейнскую область. С 1934 г. было восстановлено колониальное ведомство.

Все делалось в нарушение статей Версальского договора, западные державы не выступали с протестом. Больше того, монополии Великобритании, Франции, США обильно финансировали фашистскую Германию, снабжали ее стратегическим сырьем, помогали оснащению ее армии.
Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе руководителей из числа крупных капиталистов. Сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами и упрочение государственно-монополистического капитала по быстрыми темпами.

Предпринимательские союзы Германии объединились в корпорацию Имперское сословие германской промышленности. Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства. Вожди фашистской партии становились фабрикантами, банкирами, земле владельцами, получали крупные посты в промышленных и финансовых корпорациях. Так, Герринг (1893-1946) прибрал к своим рукам гигантские металлургические, машиностроительные и военные заводы, угольные шахты и железные рудники.

В руки Гитлера перешли все издательства Германии. В огромных масштабах обогащались и другие представители фашистской верхушки.
В Германии сложилась тоталитарная модель государственно-монополистического капитализма, основы которой создавались в 1933-1935 гг. Перестройка социально экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства и верхушки монополистического капитала с ликвидации демократических сил в стране и подготовке к войне. Фашисты создали сложный аппарат для государственного регулирования хозяйства, его регламентации выдавая милитаризацию экономики за общенародное дело. Предложения отдельных предпринимателей по вопросам объема производства, его ассортимента, цены товаров стоимостью потеряли силу и были заменены централизованными государственными решениями.

В середине 1933 правительство Германии приняло закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей были созданы объединения промышленных фирм. В осуществлении новых принципов организация хозяйственной важную роль сыграл 3акон о подготовке к органическому построению германского хозяйства от 27 февраля 1934 г. По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений спуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые и проводились государственные решения в области экономики.

Символом веры фашизма стал так называемый принцип, согласно которому группы предприятий и секторы экономики должны были подчиняться в своей хозяйственной деятельности распоряжениям и приказам вирштафтсфюреров (руководителей экономики). Во главе экономики Германии стоял Главный хозяйственный совет. Таким образом, главный упор в руководстве экономикой неизменно делался на методы прямого, административного диктата.

В этом заключалась отличительная особенность государственно-монополистического капитализма гитлеровской Германии.
В мае 1935 г. был принят секретный закон об обороне империи, в котором говорилось, что генеральный уполномоченный в области военной экономики Я.Шахт должен поставить все экономические силы на службу ведения войны. С этой целью проводилась целая система мероприятий по организации массового производства вооружения военных материалов и сокращению мирных отраслей промышленности. Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья.

Введение жесткого контроля над расходами иностранной валюты было связано с принятием нового плана Я.Шахта, который регламентировал внешнеторговые отношения. Основу плана составили три идеи: переход от многосторонней внешней торговли и соответственно от многосторонней системы иных расчетов к двусторонней, построенной на принципах клиринга: количественное ограничение ввоза и определение централизованным путем общего объема импорта, соответствующего народнохозяйственным интересам формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок, введение дифференцированного обменного курса, предоставление экспортным отраслям промышленности определенных привилегий, в частности при снабжении их сырьем.
Поскольку одной из труднейших хозяйственных задач гитлеровской Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов (нефти, хлопка, большинства цветных металлов), то принимались энергичные меры по налаживанию производства синтетических материалов - искусственного каучука, ива, пластмасс, химического волокна и т.д. Накоплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах. Особенно большую помощь Германии в этом направлении оказали американские монополии, которые, будучи крепко связанными картельными соглашениями с германскими трестами, в большом количестве поставляли в Германию нефть, бензин, каучук, алюминий, никель и другие важные материалы..
В целом вся структура экономики Германии сдвинулась, приобретая уродливые формы, так как в мирное время было переключено на военное производство, а продовольствие и сырье закупались за границей. Оказывалось, что сама структура германской экономики требует войны. Были поставлены следующие задачи: через четыре года Германия должна иметь боеспособную армию, а экономика страны должна быть готова к войне.

Четыре года казались сроком, в течение которого Германия сумеет вооружить массовую армию, с одной стороны, а за этот период наступит кризис в результате диспропорции в развитии экономики, с другой стороны.


Экономическую подготовку к войне возглавил о 1936 г. Г.Геринг, ставший уполномоченным по осуществлению 4-летнего плана. Вскоре был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. Его цели формировались следу образом: Немецкая армия должна быть в четыре года готова к действию.

Стержнем плана было создали хозяйственной сырьевой базы для обеспечения нужд воспроизводства. Предприятия, зачисленные в разряд решающих в военном отношении, снабжались в первую очередь кредитами, сырьем, рабочей силой. В то же время устанавливался запрет на инвестиции в бумажную, джутовую, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.
Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 инвестиций. В итоге тяжелая промышленность, достигшая предкризисного уровня уже в 1934 году к 1939 г. превысила его на50%. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место в германской промышленности занимало машиностроение, дававшее около 25% всей промышленной продукции.

Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Однако развитие промышленности имело ярко выраженную военную ориентацию. Это подтверждает и тот факт, что в фашистский период возрос объем так называемых общественных инвестиций, львиную долю в которых занимали расходы на военные цели.
При фашизме широкое развитие получает государственное предпринимательство. Государственный сектор занимал в Германии значительное место уже после первой мировой войны. В послевоенный период его позиции укрепились еще больше. С приходом к власти фашистов удельный вес государственной собственности продолжал возрастать.

В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд. а в 1939 г. - 17,0 млрд. рейхсмарок.
В марте 1936 г., по данным Имперского статистического управления, в Германии насчитывалось 1085 общественных предприятий. Из них 61 было собственностью империи, 57 - собственностью земель, 25 - собственностью ганзейских городов, 291 -8211; собственностью общин, 142 - представляли собственность совместного владения империи и общин. 30% этих предприятий составили акционерные общества, 64,4% - общества с ограниченной ответственностью, 4,2% ~ другие общества частного права и 1,4% - общества публичного права.
Расширение государственного сектора в экономике, прежде всего в промышленности, было связано в фашистский период с массовой ариизацией промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу, с конфискацией имущества промышленников, не поладивших с нацистами, и крупными государственными капитальными вложениями в нерентабельные отрасли, важные с военно-стратегической точки зрения.
Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства. В связи с этим было создано Имперское сословие по продовольствию - главный орган фашистского государства по регулированию сельскохозяйственного производства, и отрасль была поставлена под его безраздельный контроль. Вводилась система принудительных поставок седьскохозяйственной продукции. Каждый крестьянин превращался в солдата фронта питания, обязан был есть не то. что ему было выгодно и желательно, а то, что диктовали руководители имперского продовольственного сословия.

Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую часть ее крестьянин должен был сдавать по чрезвычайно низким ценам. Крупное капиталистическое хозяйство являлось основным источником поступления товарной продукции. Особую роль сыграл закон О наследственных дворах, которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов; поземельного, на наследство и могли наследоваться только старшим из сыновей. Правда, по закону 1937 г. Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства даже так называемый наследственный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний Имперского сословия по продовольствию.

Был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.
Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый так называемый Немецкий трудовой фронт, претендовавший на реализацию идей социального партнерства труда и капитала. Законом Об организации национального труда, принятым в январе 1934 г., декларировалось прекращение классовой борьбы, а рабочие превращались в солдат труда.

Каждый фабрикант объявлялся их фюрером и получал диктаторские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, запрещены стачки и забастовки. Зарплата регулировалась Немецким Трудовым фронтом и так называемыми доверенными по договору, которые подчинялись в свою очередь министерству экономики и получали от него указания по этим вопросам.

Нацисты провозгласили промышленный капитал своеобразной разновидностью труда, причем самой почетной.
С установлением фашистской диктатуры в Германии стала складываться система внеэкономического принуждения. Постепенно вводились некоторые виды трудовой повинности. Сначала как срёдство сокращения безработицы, а с 1935 г. для юношей и девушек в возрасте 18-25 лет была введена принудительная трудовая повинность: в 1938 г. она стала всеобщей. В целях учета и мобилизации рабочей силы в феврале 1935 г. использовались особые рабочие билеты. Уже в 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено произвольно менять место работы.

Позднее эти ограничения распространялись на другие категории квалифицированных рабочих. Все более удлинялась рабочая неделя, рабочий день накануне войны достигал 10-14 часов;
Существовали организации, специально занимавшиеся проблемами интенсификации труда: Динта, Рефа.
Происходила резкая активизация государственного вмешательства во все сферы экономической жизни. Фашистская Германия безнаказанно воссоздала свою военную промышленность и развязала вторую мировую войну.
Таким образом, если в США получил развитие либерально-реформистский вариант развития ГМК, то в Германии хозяйственный механизм ГМК был принципиально иным. Свободный рынок перестал здесь служить регулятором экономического процесса, и сложилась тоталитарная (командно-административная) модель ГМК с централизованным хозяйственным механизмом.

План экономии английского банкира Дж. Мэя

Экономический кризис 1929-1933 гг., поразив ведущие страны мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др.; сократились посевные площади; объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным; увеличилась безработица - в 1932 г. она охватила 30 - 35% всех рабочих.
Однако в Великобритании кризис начался позднее, чем в других странах, - в конце 1930 г., хотя первые симптомы появились уже в начале того же года. Бюджет1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, значительно увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных налогов был увеличен только один - на пиво.

К весне1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, для изменения ситуации необходимы были решительные меры.
Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышленности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий. И хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику, они не были с готовностью приняты в общественных кругах. Существовали предубеждения против увеличения расходов во времена кризиса, особенно если это вызвано несбалансированным бюджетом.

Общее окружение не было благоприятным для внезапных изменений в политике во время депрессии, старые приемы умирали с трудом.
Нужно также иметь в виду, что новый ход экономической мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, в частности, на этой стадии он еще не хотел открыто защищать несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег. Кроме того, именно Сити и Министерство финансов, определявшие экономическую политику более, чем бизнесмены, отвергали эксперименты в области общественных расходов.
В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии.
Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме - оценке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного возраста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокращения их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице - недостаткам его работы, нормам платежей, а в то же время сокращения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание.

В результате Комиссия по национальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов -8226; стерлингов в год.
Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на уменьшение выплат безработным.
Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдональдом (1866-1937), и его социальной программе, особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета - против.

Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.
Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 8O млн.. фунтов стерлингов.
10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов.
В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.
В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован (за исключением;
небольшого дефицита 1932-1933 гг.), и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как! в самой Великобритании, так и за границей.
Кроме осуществления политики экономии правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.
20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на. 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.
Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок (члены блока устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, производили торговые расчеты на основе фунта стерлингов), так и не входивших в него, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией, отменившей золотой стандарт.



Содержание раздела