d9e5a92d

Экономические проблемы современного этапа

Современный этап хозяйственного реформирования ведущих капиталистических стран обусловлен рядом объективных причин. Если экономический кризис 1969-1971 гг. не был глубоким и продолжительным, то крупные экономические кризисы 1973-1975 и 1980-1982 гг. можно было сравнить с великой депрессией 1929-1933 гг. Эти кризисы отличались всеобщностью, так как практически захватили все ведущие капиталистические страны.

При этом циклические кризисы переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевым и энергетическим, и структурными кризисами.
Экономические кризисы тесно связаны с появлением новых производств и технологий, старением ряда производственных отраслей, например, сталелитейной, транспортного машиностроения, угледобывающей, текстильной в 70-80-е гг. Кризис 1973-1975 гг. сопровождался мировым валютным кризисом, неустойчивостью кредитно-денежной системы, усилением инфляции.
Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним прежде всего можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию (НТР). НТР означала переход к принципиально новой технике и технологии на основе достижений науки и охватила все сферы труда и отрасли производства.

С середины 70 в ведущих развитых странах осуществляется реиндустриализация, которая ознаменована переходом к наукоемким сложным технологиям - информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, новым композиционным материалам и т.п.
Вторым фактором, прямо вытекающим из первого, можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах Несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позже в США, Японии была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное распространение огосударствление экономики, проявившееся в сильном государственном регулировании и увеличении доли валового национального продукта (ВНП), распределяемого государством, во многих странах был введен контроль за ценами и заработной платой.

На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению уровня благосостояния народа, росту выпуска продукции.
Однако с середины 1970 - начала 1980-х гг. темпы экономического роста замедлились, стала нарастать инфляция, что обострило конкурентную борьбу. Прежняя модель государственного регулирования экономики была исчерпана, поскольку любая экономическая система имеет пределы для своего экстенсивного роста. Этому способствовали результаты НТР, совершившей глобальный переворот во всем технологическом базисе капитализма, создавшей материальные условия для резкого повышения производительности труда.
Основными задачами в экономике стали капиталистическая рационализация производства на базе новых техники и технологии, а также усиление эксплуатации наемного труда, и в результате - повышение эффективности производства. Это связывалось также с сокращением социальных государственных программ, со снижением вмешательства государства в экономику путем проведения приватизации и разгосударствления.
Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализации и сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работу отдельных предприятий.
Что же надо понимать под приватизацией? В широком смысле - это один из аспектов общей экономической политики - замедление темпов расширения, а затем и сокращение государственного сектора в хозяйственном развитии. В узком смысле приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.
Приватизация связана с целостной системой мер по разгосударствлению, основанных на четырех моментах:
дебюрократизации управления хозяйством;
ограничении государственной предпринимательской деятельности;
стимулировании частного капитала;
свертывании регулирования экономики.
В отличие от национализации процесс приватизации не может быть одномоментным актом, этот процесс носит долговременный характер. Приватизация не может быть и конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств достижения многих целей как долгосрочных, так и краткосрочных. Идеальной модели приватизации нет ни в одной стране, в каждой выявляются как положительные, так и негативные последствия. Рамки приватизации объективно ограничены: нельзя в относительно короткий срок выгодно и безболезненно распродать большую часть государственного имущества.

Главным ограничителем является отсутствие необходимого капитала и неизбежные негативные социальные последствия, вызванные прежде всего высокими темпами безработицы. Переход общества из одного качества в другое практически невозможен без негативных последствий и непопулярных мер.
Процесс приватизации не рассматривается западными учеными как поражение государства, речь идет о пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства, о более четком разделении прав, обязанностей Я ответственности между государственным и частным сектором в экономике. Государственными приоритетами все больше становятся денежная, валютная, кредитно-финансовая и налоговая политика, антимонопольные меры.
Как целенаправленную систему приватизацию впервые стало проводить консервативное правительство М.Тэтчер в Великобритании (тэтчеризм). Эти процессы быстро распространились сначала в Европе, а затем и в других странах. Явление приватизации - это по сути реализация неолиберальной хозяйственной политики.
В 1970 - 80-е гг. процесс приватизации принял общемировые масштабы. К концу 80-х гг. более 80 стран разных континентов - от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы сокращения государственного сектора. В большинстве развитых стран, где была проведена приватизация, экономическое положение улучшилось.

К примеру, в Великобритании в результате увеличения налогов и сокращения субсидий госпредприятиям отмечалось укреплениегосбюджета.
В процессе приватизации возрастает роль частной собственности, которая выступает, как в новых формах, например собственность различного рода институтов и фондов, доля которых постоянно растет, так и в традиционных, но наполненных новым содержанием - мелкая индивидуальная акционерная собственность. Принципиально новой является форма трудовой акционернойсобственности.
Намного возросла роль среднего и малого бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Например, Италия превратилась за несколько десятилетий из аграрно-индустриальной в высокоразвитую индустриальную страну, идущую по пути к постиндустриализму. Большую роль сыграл мелкий и средний бизнес в ФРГ, где в конце 80-х гг. было около 1,9 млн. мелких и средних фирм (крупных предприятий - 3600), в которых работало 2/3 всего занятого населения страны и производилась приблизительно половина вскго ВВП.

Государство оказывало им помощь кредитами с низкой ставкой процентов, финансовую поддержку и предоставляло налоговые льготы.
Одним из наиболее интересных явлений в экономике США стало венчурное, или рисковое предпринимательство, Этот феномен был вызван к жизни объективными обстоятельствами, оказавшими существенное воздействие на темпы НТР, на его организационные формы.
Венчурная компания, или рисковое предприятие, относится к малому бизнесу. В сфере НИОКР используется для обозначения специфической формы организации НТП в виде небольших компаний, занятых созданием и производством нововведений. В настоящее время в США насчитывается около 125 основных фирм венчурного капитала (ФВК) и несколько сот более мелких региональных фирм. Большинство из них имеет правовую форму партнерства с ограниченной ответственностью в составе 3-4 основных и нескольких ассоциированных участников. Их цель - получение средств от крупных финансовых институтов и инвестирование их в новые, быстро растущие рисковые предприятия.

Организаторы фирм, как правило, опытные бизнесмены; кроме того, ФВК могут привлекать в качестве советников известных предпринимателей. Обычно вклад ФВК невелик - 1% общего капитала, при этом ФВК становится Генеральным партнером. Основной фонд формируется за счет крупных финансовых институтов, которые вносят 99% и становятся ограниченными партнерами без права распоряжения фондом. Генеральный партнер - ФВК - получает 2% годовых от подписного капитала и 20% или больше от итоговой прибыли.

Инвесторы ФВК рискуют собственным состоянием, поэтому получают своеобразную компенсацию за риск. Крупные ассоциативные участники рискуют лишь незначительной частью своего капитала, но в итоге получают значительную прибыль, превышающую обычную. Такое распределение прав и обязанностей обоюдовыгодно. ФВК инвестируют в основном ведущие школы бизнеса, крупнейшие университеты и другие научные центры.

Примерно 80% венчурного капитала поступает в новейшие отрасли НТП.
Складывающиеся соотношения между государственным я частным капиталом не являются окончательно установленными. Они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, проникая друг в друга. В процессе экономических реформ не только увеличивается число разновидностей различных форм собственности, но меняется и их содержание.

В зарубежной практике приватизация в чистом виде зачастую заменяется созданием смешанных предприятий. В настоящее время в передовых капиталистических странах наблюдается многообразие типов смешанной экономики, для которой характерно появление промежуточных, переходных форм хозяйственного механизма. Они возникают на грани конкуренторыночного и корпоративного регулирования и представляют собой синтез элементов рыночного саморегулирования и администрирования, рыночных и договорных связей.
Все основные черты современной смешанной экономической системы - многосекторность, полиформизм, взаимодействие - обеспечивают гибкость и целостность этой системы, ее относительную устойчивость и стабильность.


Теоретической базой, обосновывающей происходящие трансформации в экономической сфере ведущих капиталистических стран, выступают новые и обновленные теории - кейнсианство и неоклассический синтез. Теория Дж.М.Кейнса (макроэкономика) направлена на стабилизацию и стимулирование экономического роста, поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности за счет государственного регулирования. Неоклассическая теория (микроэкономика) опирается на рыночное регулирование цен, в ней рассматривается взаимодействие отдельных потребителей и фирм. Представители этого направления выступают за строгое ограничение государственного вмешательства в экономику. Но это не означает, что они полностью отвергают значение государственного регулирования.

В соответствии с неоклассической теорией одна из важнейших целей государственного регулирования состоит в достижении более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике; даже в годы полной свободы рынка оставалось вмешательство государства.
Пример Японии показывает, что и при относительно низкой доле государственной собственности вмешательство в экономику может быть достаточно эффективным. В ФРГ под контролем находилась половина цен, в Японии централизовано более половины финансирования. Во всех странах со смешанной экономикой, даже в тех, где политика дерегулирования осуществляется наиболее последовательно (США, Великобритания), важнейшей функцией государства остается социальная защита населения.
За глубокими кризисами середины 70-х - начала 80-х гг. и относительно незначительным подъемом между ними последовал самый продолжительный за послевоенное время экономический подъем (1983-1990 гг.), которому способствовала государственная политика, направленная на сужение международного кредита, сокращение потребления определенных видов сырья, ужесточение таможенных преград.
Однако уже к концу 1990 г. произошло резкое снижение экономической динамики, первыми спадами были затронуты Северная Америка, Австралия, Северная Европа. С начала 1991 г. в полосу спада вступили страны континентальной Европы, а в середине 1991 г. - ФРГ и Япония. После 1988 г., когда прирост совокупного ВНП развитых стран достиг почти рекордных для 80-х гг.

4,5%, экономический рост стал заметно ослабевать. Государственные меры стимулирования экономического роста оказались неэффективными из-за ухудшения финансового положения как населения, так и бизнеса, включая банковскую сферу. Кризисные явления затронули прежде всего инвестиционные процессы, в ряде стран произошло их абсолютное сокращение (хотя суммарный объем производственных инвестиций остался неизменным), особенно капитальные вложения в новое строительство. Замедление экономического роста привело к увеличению числа безработных в промышленно развитых странах с 6,3% до 7,1% экономически активного населения.

Значительно замедлились темпы мирового товарооборота: его реальный объем повысился едва на 3%, причем взаимная торговля развитых капиталистических стран увеличилась всего на 2,2% против 5% в 1990 г. Замедлению темпов, а по ряду показателей и абсолютному снижению экономического роста способствовали война в персидском заливе, экономический кризис в ^;ша и объединение Германии.
Экономический кризис 1990-1992 гг, привел к снижению спроса, вызвавшего уменьшение роста производства. реальный валовой внутренний продукт в Западной Европе в 1990 г. вырос на 2,7% (против 3,2% в 1989 г.), а в 1991 г. - всего на 0,9%. Абсолютное уменьшение этого продукта в 1991 г. наблюдалось в Великобритании - 2,2%, в Финляндии - 6,2%, Швеции - 0,7%, Швейцарии - 0,5%. В большинстве других стран Западной Европы прирост промышленного производства резко замедлился: в 1990 г. - 2,1% против 3,9% в 1989 г.. а в 1991 г. вообще прекратился.
Специальные антикризисные программы в рамках европейских экономических организаций не разрабатывались. Проводилась фискальная политика, направленная на снижение налогообложения в интересах стимулирования наиболее эффективных и перспективных производств. В этом направлении действовала и кредитно-денежная политика, регулирующая процентные ставки, валютные курсы, уровень инвестиций и сбережений.

В области занятости были созданы программы обучения, переобучения и переквалификации рабочей силы. Главным итогом кризисного спада производства и проводимой экономической политики стали серьезные структурные сдвиги в производстве, в выпускаемой продукции и распределении ресурсов.
Для выхода из кризиса предусматривается сокращение удельного веса традиционных отраслей и стимулируется развитие эффективных производств, новейших отраслей, основанных прежде всего на высоких технологиях.
Во второй половине 1992 г. экономика Западной Европы начала выходить из экономического кризиса. Стал повышаться спрос, растут процентные ставки. По оценке экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прирост ВНП в 1992 г. должен был составить 2,0%, а в 1993 г. - 2,7%, темпы инфляции - снизиться в 1992 г. до 5,1%, а в 1993 г. - до 4,5% (против 5,8% в 1991 г.).
В настоящее время рост производства более активно идет в англоязычных странах и Северной Европе, медленнее - в США. К 1995 г. ожидается рост производства во всех странах.

В последнее десятилетие XX века происходит глобализация производства и потребления, которая стала главным фактором мирового экономического развития. Она означает вхождение всех стран в зависимости от достигнутого каждой из них научно-технического, экономического и социального потенциала в мировое хозяйство, их интеграцию и взаимодействие, размывание границ между национальными хозяйственными комплексами, образование глобального экономического пространства. Факторов глобализации несколько. Во-первых, в мире постоянно растет общее число государств. В результате распада колониальной системы, начиная с 1945 г. число стран к началу 90-х гг. увеличилось почти втрое.

Новый импульс этому процессу придал распад СССР, Югославии, Чехословакии, приведший к образованию еще двух десятков государств. В случае продолжения этого процесса число самостоятельных государств в мире в ближайшее десятилетие возрастает со 190 до 300. Такое дробление, отразившись на мировом хозяйстве, может повергнуть всю международную систему в хаос.
Вторым фактором можно считать противоречивые последствия НТР, одним из которых стало еще большее отставание некоторых стран, в особенности Азии и Африки от развитых капиталистических государств, и этот разрыв продолжает углубляться.
Путь к решению глобальных проблем лежит в повышении уровня организованности и управляемости мирового сообщества. Учеными был выдвинут ряд концепций глобального управления, в том числе и А.Д.Сахаровым (1921- 1989). Наряду с другими он выдвинул теорию конвергенции, которую рассматривал как сближение двух мировых систем и идеологий на базе общечеловеческих ценностей.

Еще в 1974 г. А.Д.Сахаров в статье Мир через полвека отмечал, что хотел бы видеть зачаток мирового правительства, чуждого каких-либо целей, кроме общечеловеческих'.
В будущем важной частью международной системы несомненно станут региональные объединения, которые уже сейчас доказали свою жизнеспособность. Примером может служить Европейское Сообщество (ЕС), которое с середины 80-х годов переживает третий этап в своем развитии'. Если на начальном этапе в ЕС входили 6 стран, то с 1 января 1995 г. - 15.

Круг его интересов значительно расширился: происходят устранение торговых барьеров, создание единого европейского рынка со свободным движением капитала, товаров, услуг и рабочей силы, ожидаются введение к 1996 г. единой валютной системы, к 1998 г. создание Европейского центрального банка, а к 1999 г. введение общей денежной единицы экю и др. По существу речь идет о создании единой суперструктуры - Новой Европы, или Соединенных Штатов Европы (Европы без границ).
Другими примерами региональных объединений могут служить Организация американских государств (ОАГ), которая стала важным инструментом сдерживания и урегулирования мировых конфликтов; Организация Африканского единства (ОАЕ). Также велика роль ООН в становлении мирного, более демократичного международного порядка.
К концу века прогнозируется радикальная трансформация всего человеческого сообщества во всех сферах, в том числе и в экономической. По прогнозам СЭПИИ - Центра перспективных исследований и международной информации - одного из основных экономических институтов Франции, с 1990 по 2000 гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в развитых капиталистических странах снизятся по сравнению с восточноазиатскими новыми индустриальными странами (НИС)2. К 2000 г. США уступят первое место в электронике, а ЕС - в автомобильной промышленности в пользу Японии, которая также сохранит главную роль в производстве электротехнического оборудования.

Сократится в мировой продукции обрабатывающей промышленности доля Западной Европы по сравнению с 1988 г. с 27,3% до 24,6%; США с 23,4% до 18,0%, и, наоборот, увеличится доля Японии и НИС с 22,1% до 26,9%, произойдет вытеснение развитых стран Запада развитыми странами Азии.
И все же положение Западной Европы в целом выглядит предпочтительнее, чем США. Страны ЕС сохранят лидирующее положение на рынке химической и металлургической промышленности, строительных материалов и вытеснят США с первого места в машиностроении. Таковы прогнозы.
Таким образом, процесс экономических реформ в развитых промышленных странах в последние годы проходил неравномерно, с отклонениями от традиционных форм. Наметившаяся дальнейшая глобальная трансформация мирового хозяйства приведет к еще более радикальным изменениям, в том числе и в положении современных развитых капиталистических стран.

3.2. Рейганомика и ее результаты
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель.
Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р.Рейгана (род. в 1911 г.)
Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения. Концепция предложения ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.
Важнейшая черта теории предложения - выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных налоговых ставок на прибыль корпорации и личные доходы.
Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором трудовых усилий и сбережений.
Мероприятия фискальной политики, являясь центральным элементом рейганомики, отражали эти приоритеты. Главным и наиболее широко рекламируемым элементом рейганомики стало принятие в 1981 г. закона о налогообложении. Этот закон предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала, значительное сокращение сроков амортизационных списаний; увеличение инвестиционной налоговой скидки.
За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд .долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимулы к работе, сбережению и инвестированию. Отсюда импульс экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.
На практике теоретическая схема сработала иным образом, не оправдались надежды на быструю и положительную реакцию агентов на снижение налогов. Налоговые стимулы, хотя и были значительными, не могли предотвратить наступление очередного экономического кризиса, который по длительности, глубине падения промышленного производства, безработице и недогрузке производственных мощностей стал самым тяжелым за послевоенный период.
В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитно-денежной политикой. Однако экономическое развитие США и в этой ситуации происходило по сценарию, существенно отличавшемуся оттого, который был разработан теоретиками предложения, Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981-1985 гг. составили 2,4% - значительно меньше, чем обещала администрация (3,8%). Не было отмечено существенных приростов занятости и предложения трудовых ресурсов.

Сренегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9%), хотя и были несколько выше, чем в 1973-1981 гг. (0,6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9%).
Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.



Содержание раздела