d9e5a92d

Экономические итоги Второй мировой войны

Забвение, а порою и прямое попрание условий Версальского мирного договора после Первой мировой войны, всемирное западное, и прежде всего американское, содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой бойне.
Вторая мировая война (1939-1945 гг.), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами - фашистскими Германией, Италией, милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней.

Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В тяжелом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Послевоенная западно-европейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошел разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах.

Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели несмотря на повышенный спрос на его товары к вынужденному сужению аграрного сектора.
Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности, к примеру, в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе только на 10%.
Лишь США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста: алюминиевая промышленность - в 6 раз, самолетостроение - в 16, производство синтетического каучука - в 400 раз и т.д.

В результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.
Специально созданная при президенте США комиссия по анализу помощи иностранным государствам подтвердила катастрофическое состояние западноевропейской экономики. Отметила значительное снижение довоенного производства и высокие потребности в импорте в этих странах, утрату Европой крупных источников иностранной валюты в виде платежей за услуги (туризм, банковские и другие операции); ножницы цен между промышленностью и сельским хозяйством, разрушение единой системы внутренней и внешней торговли. В то же время оказалось нереальным немедленное сбалансирование бюджетов.

Укрепление финансовой системы велось постепенно в процессе оздоровления национальных финансов и подъема производства.
Понятно, что ни западноевропейским, ни тем более американским интересам не отвечала роль США в качествепоставщика сырья и товаров первой необходимости на благотворительных началах. На авансцену выходит программа сотрудничества, удовлетворяющая следующим критериям: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х годов очередному обновлению технологической базы американской экономики.
И США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы так называемого восстановления и развития Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959).

План Маршалла и его вкладв возрождение послевоенного хозяйствастран Западной Европы

План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Последующую инициативу по его реализации проявили также Великобритания и Франция.
Летом того же 1947 г. на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.
В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.
Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. Закона о помощи иностранным государствам. Оказание экономической помощи осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них - отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др.

Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.
За 4 года выполнения плана Маршалла (1948-1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран - Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Так, за первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. - почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе взятые, почти в три с половиной раза больше, чем Италия (0.704 млрд. долл.)
Вместе с тем, пожалуй, не стоит рассматривать план Маршалла исключительно как продовольственную интервенцию. Хотя поставки продовольствия наряду с топливом и удобрениями в рамках этого плана действительно составили 70% всей помощи.
Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
Формой обеспечения европейской кооперации стала ОЕЭС - Организация Европейского Экономического Сотрудничества. В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.
Весьма поучительным аспектом воплощения плана Маршалла может служить решение вопроса об источниках финансирования отдельных элементов плана.
Так, все поставки были разделены на три основных вида.
Первый объединял предметы важнейшей жизненной необходимости - продукты питания, топливо, одежду. При этом ежегодный рост собственных ресурсов европейских стран сопровождался соответствующим сокращением американских ассигнований. А поскольку большинство стран Западной Европы были не в состоянии оплатить в долларах соответствующие поставки, основная их часть шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции, для наращивания производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, шахтное, энергетическое, текстильное оборудование, калийные удобрения, нефтепродукты, транспортные средства.

Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.
Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.
Наконец, третий вид поставок - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части - финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Итак, план Маршалла был во многом ориентирован на расшивку узких мест в снабжении западноевропейского производства, на избирательный импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.
Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения, чему посвящаются следующие разделы второй главы, проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947-1950 гг. более чем наполовину, а по отдельным видам продукции и того выше:
калийных удобрений - на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%.
Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. За 1948-1952 гг. он увеличился в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде - даже на 60 пунктов. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукции.

В свою очередь, поставка из США оборудования для традиционных отраслей не только укрепляла базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, энергичного поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы и США.


Вместе с тем, на фоне обострения послевоенной международной обстановки уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствовать послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока Западных государств, усилению холодной войны против социалистических стран, зависимости западноевропейских государств от США.
На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическим странами. Позднее президент США Г.Трумэн (1884-1972;
отмечал, что экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики.

Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ

На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выгляделанемецкая действительность тех лет. Разрушенные города уничтоженные бомбардировками или демонтированные заводь и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов.

Карточная система. Жуткая спекуляция... Об уровне обеспечения предметами первой необходимости говорят следующие данные.

После войны на душу населения приходилась одна тарелка в пять лет, пара ботинок - в двенадцать лет, костюм - в пятьдесят лет и т.д. Фактически страна производила едва ли половину продукции от выпуска 1936 г. Народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического, нравственно-духовного истощения.
Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27,2 млрд. марок в конце 1938 г до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т.е почти в 14 раз. Впятеро возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия Инфляция приближалась к 600% своего довоенного уровня Усилия, направленные на сокращение величины денег, бывши? в обращении, карточной системы, снижение государственного долга за счет увеличения налогов и замораживаниях наличных счетов в банках, давали противоположный эффект. Снижался интерес к деньгам. Косвенно поддерживалось натуральное хозяйство.

Товарообменные сделки между отдельными производителями стали охватывать даже оплату труда. Элементы натуроплаты вводились наряду с официальной денежной оплатой в систему использования рабочей силы, транспорта, сферу обслуживания и пр.
Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на один млрд. долл. ежегодно. Они же предлагали вывезти до 20 млн. немцев, обреченных на голодную смерть.
Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни. В стране одновременно функционировало несколько порою противоречивших друг другу экономических порядков. Центральное управление и планирование было представлено двумя системами - оккупационных властей и немецких органов самоуправления. К тому же в руках государства находилась значительная часть предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности. Официальную организацию экономики дополнял значительный черный рынок.

Все это сочеталось с толпами праздно бродящих между развалинами обескураженных, лишенных перспектив немцев.
Опасаясь возникновения эпидемий и волнений в народе, западные оккупационные власти уже в 1946 г. были склонны к переводу предприятий на самоокупаемость, сохраняя лимитирование немецкого производства и внешней торговли с ее ориентацией на сырье и полуфабрикаты. Пожалуй, лишь французская зона оккупации, сумевшая сравнительно равномерно сочетать мелкую промышленность с сельским хозяйством, могла кое-как себя содержать. В это тяжелое время весьма весомой оказалась помощь США, предоставленная Германии по плану Маршалла.
Разработанные еще в ходе второй мировой войны и окончательно согласованные на Берлинской (Потсдамской) конференции глав трех великих держав - СССР, США и Великобритании в июле - августе 1945 г. принципы послевоенного переустройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должны была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., в том числе в виде оборудования.
Оздоровление экономики Германии явно требовало решительных мер. Тем более, что противников грядущих реформ со стороны различных местных политических группировок, среди ученых-экономистов оказалось больше, чем их сторонников.
Поиски концепции экономического возрождения привели к отторжению чистого экономического либерализма, который при всех своих несомненных достоинствах в отношении поднятия продуктивности производства оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости, т.е. справедливого распределения результата общественного труда. Отпугивало и усиление государства с его недавним нацистским прошлым.
Наиболее разумным признавалось смешение, сочетание систем, обеспечивающее хозяйственное планирование, предотвращающее возможность экономических кризисов и засилие монополий и, в то же время, остающееся демократическим. Возобладала идея социального рыночного хозяйства. Ведущая роль отводилась рынку - регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности, и в итоге провести достойную социальную политику.
Хозяйственные реформы Л.Эрхарда. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) - директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963-1966 гг. (после смерти К.Аденауэра (1876-1967).
В книге Благосостояние для всех, опубликованной в ФРГ в 1957 г., Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в создании социального рыночного хозяйства, повышении покупательной способности всех слоев населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.
Планы Л,Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство.
Пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой стала денежная реформа. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20.
Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно замороженная вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20.
Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.
Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном, аннулировались. Новый эмиссионный банк - Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.
Другого способа покончить с инфляцией Л.Эрхард не видел. Фактически в один день, используя военную диктатуру весьма авторитетной оккупационной власти, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.
Через 3 дня после денежной последовала реформа цен_ Они^ыли отпущены на свободу. Опубликованный закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен предоставлял Л.Эрхарду право отменить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами, зачастую вопреки советам не только оккупационных властей, опасавшихся поспешного перехода к рыночным отношениям, но и значительным просоциалистическим настроениям в обществе.

Между тем, правильность политики Л.Эрхарда была вскоре подтверждена на практике.
Буквально на глазах исчез черный рынок. Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботится об их производстве. Инфляция почти не ощущалась.

Цены выросли не в 2-4 раза, а лишь на несколько процентов. Причем в той же примерно пропорции, что и заработная плата, которая, в свою очередь, росла в основном за счет повышения производительности труда, увеличившейся за год на одну треть.
Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен.
Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.
На свободу предпринимательства, но без урезания прав потребителя была направлена кредитная и налоговая политика. По словам Л.Эрхарда, покупатель снова стал королем, определявшим лицо рынка.
Оппонентов социального рыночного хозяйства оказалось немало: профсоюзы, левые партии, картели. Причем Л.Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, душивших свободную конкуренцию производителей и стремившихся к господству на рынке. И основой благосостояния для всех стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере.
Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации.
Так, первый период восстановления хозяйства (1948- 1949 гг.) прошел под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства.
1950 г. стал, пожалуй, периодом наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. В 1951 г. перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился еще отчетливей. Поднялся среднегодовой уровень занятости.

Завершилась вторая фаза.
В 1952 г. прекращение роста цен ознаменовало третью фазу развития социального рыночного хозяйства - фазу испытания создаваемой экономической системы на прочность и пригодность.
На следующей, четвертой фазе удалось осуществить тройное сочетание. При растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим заработной плате цены не только не росли, но стабилизировались или даже упали, что вело к благосостоянию для всех. Причем характерно перемещение в эти годы акцента народнохозяйственной энергии в сторону производства товаров широкого потребления.

Это позволило назвать 1953 г. годом потребителя. Строительный сектор во всевозрастающем объеме справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок. В 1954 г. был вдвое превышен уровень производства 1936 г.
К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов, что явилось подлинным доказательством не только внутренней силы немецкого хозяйства и динамичной экономической политики, но и неустанной работоспособности всех слоев немецкого народа.
Уже в 1954 г. наметился переход к следующему, пятому периоду рыночного хозяйства - фазе высокой конъюнктуры. Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. С середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации.

После заторможения экономического подъема переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.
ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. ФРГ стояла у истоков европейской экономической интеграции.

К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (Общего рынка).
И в наши дни немецкое чудо несет изобилие на прилавки, доступное каждому. На дневную заработную плату немец может приобрести два двухкассетника или полдюжины джинсов, или десять килограммов свинины ит.п. по немецкое чудо - это не только экономика, is-ак отметил в предисловии к своей книге Благосостояние для всех Л.Эрхард, главное чудо заключалось в том, что пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, немецкий народ вышел из него новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной.

2.4. Экономическая политика голлизма во Франции
Второму приходу к власти генерала де Голля (1890-1970) во Франции предшествовали 12 лет. За это время произошли существенные изменения в экономическом состоянии страны. Весьма быстро был пройден период послевоенного восстановления народного хозяйства (конец 40-х гг.). 1949-1953 годы были отмечены некоторым оживлением экономики, в основе которого лежала военно-инфляционная конъюнктура как результат колониальных войн Франции в Африке, Индокитае и расходов по линии НАТО.

С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. Причем по темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран.

Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, продиктованное возросшей конкуренцией со стороны ведущих стран. Другой не менее важной причиной стало осознание хозяйственными и правительственными кругами бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество.



Содержание раздела