d9e5a92d

Экономическая политика голлизма во Франции


Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации.
Так, первый период восстановления хозяйства (1948— 1949 гг.) прошел под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства.
1950 г. стал, пожалуй, периодом наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. В 1951 г. перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился еще отчетливей. Поднялся среднегодовой уровень занятости.

Завершилась вторая фаза.
В 1952 г. прекращение роста цен ознаменовало третью фазу развития социального рыночного хозяйства — фазу испытания создаваемой экономической системы на прочность и пригодность.
На следующей, четвертой фазе (, 1уэз— 1узч тт.) удалось осуществить тройное сочетание. При растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим заработной плате цены не только не росли, но стабилизировались или даже упали, что вело к благосостоянию для всех. Причем характерно перемещение в эти годы акцента народнохозяйственной энергии в сторону производства товаров широкого потребления. Это позволило назвать 1953 г. годом потребителя.

Строительный сектор во всевозрастающем объеме справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок. В 1954 г. был вдвое превышен уровень производства 1936 г.
К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов, что явилось подлинным доказательством не только внутренней силы немецкого хозяйства и динамичной экономической политики, но и неустанной работоспособности всех слоев немецкого народа.
Уже в 1954 г. наметился переход к следующему, пятому периоду рыночного хозяйства — фазе высокой конъюнктуры. Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. С середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации.

После заторможения экономического подъема переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.
ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. ФРГ стояла у истоков европейской экономической интеграции.

К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (Общего рынка).
И в наши дни немецкое чудо несет изобилие на прилавки, доступное каждому. На дневную заработную плату немец может приобрести два двухкассетника или полдюжины джинсов, или десять килограммов свинины и
т.п. по немецкое чудо — это не только экономика, is-ак отметил в предисловии к своей книге Благосостояние для всех Л.Эрхард, главное чудо заключалось в том, что пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, немецкий народ вышел из него новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной.

2.4. Экономическая политика голлизма во Франции
Второму приходу к власти генерала де Голля (1890—1970) во Франции предшествовали 12 лет. За это время произошли существенные изменения в экономическом состоянии страны. Весьма быстро был пройден период послевоенного восстановления народного хозяйства (конец 40-х гг.). 1949—1953 годы были отмечены некоторым оживлением экономики, в основе которого лежала военно-инфляционная конъюнктура как результат колониальных войн Франции в Африке, Индокитае и расходов по линии НАТО. С 1954 г. в экономике страны начался период подъема.



Причем по темпам промышленного развития в 1954—1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, продиктованное возросшей конкуренцией со стороны ведущих стран. Другой не менее важной причиной стало осознание хозяйственными и правительственными кругами бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество.

В новых условиях инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Этот процесс ускорялся быстрыми темпами технического прогресса, опиравшегося на открытия в области ядерной энергетики, электротехники и автоматики, химии. Львиная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли.

К середине 50-хл^-общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,5 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза.
Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела, чему способствовали правительственные Tероприятия. Для Франции была характерной высокая степень государственного участия в экономической жизни. Достаточно сказать, что в 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности.

Государство инвестировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний.
В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13%,ВНП, не говоря уже о государственной собственности, размещенной в национализированных депозитных банках, во Французском банке, в страховых обществах.
Неудивительно, что Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 г., когда был создан специальный орган — Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана страны (1947—1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановления хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954—1957 гг.). Переход от протекционизма к открытой экономике был провозглашен третьим планом (1958—1961 гг.). В 60-е годы был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа.

В 1971—1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976—1980 гг.) провозглашалась политика промышленной переориентации.
Хотя планирование во Франции имеет индикативный характер, но в отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами.

Экономическая политика, проводимая во Франции, получила название дирижизма, отличительными чертами которой стали: прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативное планирование.
В то же время период, предшествовавший приходу де Голля к руководству страной, был отмечен нарастанием кризиса политической власти, что негативно сказывалось на темпах экономического развития.
Одной из внушительных сил, постоянно будораживших политическую жизнь, являлась армия, точнее ее колониальная часть. Франция была страной, которая вела перманентные войны на протяжении двух десятилетий (1939— 1962 гг.).
На волне недовольства 4-летней войной в Алжире, растущей инфляцией к власти приходит правительство социалиста Ги Молле (1905—1975). Его кабинет под давлением забастовочного движения провел через парламент ряд важных социальных законов в интересах лиц наемного труда и слабозащищенных слоев. Правительство предоставило независимость колониям Франции — Тунису и Марокко, что вызвало острейший политический кризис.

Правые перешли к активным действиям, готовя государственный переворот. Левые силы оказывали не менее активное сопротивление. Франция оказалась перед угрозой гражданской войны.
В этот момент на авансцену выходит де Голль, олицетворяющий сильную власть, которая в состоянии примирить армию, арабов и французов, восстановить утраченное величие Франции на международной арене.
Референдум по проекту новой конституции, проведенный де Голлем, заложил правовые основы Пятой Республики. 21декабря 1958 года де Голль был избран главой государства на 7-летний срок.
Голлистам потребовалось 4 года на решение острейших проблем бывших колониальных владений. Параллельно Франция активизировала внешнюю политику, стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Умелое решение этих вопросов создавало благоприятное условие для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики индустриального императива. По существу это была более последовательная и жёсткая, чем прежде, линия государства, направленная на всемерное поощрение промышленной экспансии Франции.

Она основывалась на поощрении развития практически всех отраслей национальной промышленности, при этом особое внимание государства сосредоточивалось на задаче структурной перестройки промышленности под влиянием НТР.



Содержание раздела