d9e5a92d

Экономическая политика французского правительства Народного фронта

А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. Конечно, большинство стран соответственно отреагировало, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, так как Великобритания тоже ввела протекционизм. В 1931-
1932 ГГ. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. Кроме того, иностранные заемщики обнаружили, что оплату легче производить в фунтах. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки.

К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.
После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, начиная с 1933 г. опыт других стран, и особенно США и Швеции, показал, что дефицитный бюджет необязательно ведет ккатастрофе.
Все это способствовало тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные - в 1935-1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости.
В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

Экономическая политика французского правительства Народного фронта

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., носивший затяжной характер во Франции, резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Одним из следствий его в 30-е годы стала достаточно отчетливая тенденция к фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Ей противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активными противниками французских фашистов в то время оказались левые партии и движения.

Постепенное сближение различных левых сил на антифашистской основе привело к созданию Народного фронта.
Первой реальной крупной акцией складывающегося фронта явилось совместное участие социалистов и коммунистов в подавлении путча, предпринятого членами фашистских организаций Огненные кресты де ля Рока, Аксьон франсез, Патриотическая лига в феврале 1934 г.
Для понимания своеобразия политики правительства Народного фронта следует иметь в виду несколько важных обстоятельств. В отличие от германских и итальянских фашистов, дистанцировавшихся от традиционных буржуазных партий, большинство фашистских группировок Франции открыто опирались на правые партии и были связаны с клерикальными кругами. В силу этого они не находили ярых сторонников в средней и мелкой буржуазии. Отсутствие духа реванша, чувства национальной униженности у граждан победившей в войне Франции также способствовало сужению базы фашизма. Напротив, социалистическая (СФИО) и коммунистическая (ФКП) партии Франции в условиях экономического кризиса резко критиковали слабую социальную политику буржуазных правительств, что работало на популярность левых.

Кроме того, последовательная антифашистская позиция левых в противоположность правительственной политике нейтралитета совпадала с демократическими настроениями общества.
Своеобразие в расстановке политических сил чутко улавливало руководство ФКП, удалившее из партии сторонников наиболее радикальных, ортодоксальных группировок, призывавших к установлению власти Советов в стране. Отойдя от черно-белой оценки социальной палитры Франции, коммунисты взяли курс на союз с различными слоями общества, пострадавшими от кризиса и способными к активным антифашистским акциям. Любопытно, что в ходе разработки совместной программы Народного фронта коммунисты разошлись с руководством СФИО по вопросу включения положения о социализации крупных средств производства и обмена, на чем настаивали социалисты.

Оказавшись большими социал-демократами, коммунисты настояли на включении в программу только общедемократических требований, чем создали условия для расширения базы Народного фронта за счет сторонников ряда мелкобуржуазных и буржуазно-реформистских партий иорганизаций.
В целом программа Народного фронта была ориентирована на удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром - Французским банком. Среди других экономических положений следует отметить требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличения числа рабочих мест в основном за счет снижения пенсионного барьера.

Кроме того, предусматривались широкая организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, поддержка крестьянских кооперативных обществ, пересмотр закона о плате за торговые помещения, защита интересов мелких рантье, радикальные реформы системы налогообложения и др.
И все же данную общедемократическую программу
руководство ФКП рассматривало как необходимый компромисс, как ступень к осуществлению стратегической цели. Вот что писал М.Торез (1900-1964) по вопросу стратегии: ... программа Народного Фронта РАСШАТАЕТ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ и политической власти буржуазии ... (Торез М. Современная Франция и Народный фронт. М., 1937, с.146). Таким образом, экономическая часть программы Народного фронта рассматривалась в не как программа выхода из кризиса, а как мероприятия по расшатыванию экономических основ и без того больного общества. Видимо, это может частично объяснить отказ коммунистов войти в состав правительства Народного фронта Л.Блюма (1872-1950), а затем и изоляционистскую позицию последующих социалистических кабинетов в отношении коммунистов.

Подобный взгляд ФКП на программу Народного фронта подтверждает ряд дополнительных требований, выдвинутых коммунистами несколько позднее. Среди них, например, такие, как: введение чрезвычайного налога на капитал и борьба со спекуляцией. Очевидно, что сказанное может в известной мере дать объяснение причин распада коалиции Народного фронта и падение его правительства.
Тем не менее, выдвинутая программа Народного фронта, который к началу 1936 г. объединял СФИО, ФКП, партию радикал-социалистов, движение интеллигенции Амстердам-Плейель, позволила победить ему на весенних выборах. В мае началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая - начало июня 1936 г., когда в забастовках одновременно участвовало около 2 млн. человек.
4 июня.,1936 г. было создано правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л.Блюмом, а 7 июня в отеле Матиньон в Париже состоялось подписание соглашения между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Матиньонские соглашения предусматривали введение 40-чдсовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков. признавали принцип коллективных договоров. Несколько дней спустя Матиньонские соглашения и большая часть положений экономической программы Народного фронта были законодательно закреплены решением парламента.

Это было триумфом Народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.
Однако спустя уже 2 месяца правительство столкнулось с острейшей проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставило пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по широким слоям граждан. В силу однонаправленности политики правительства Народного фронта усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства, проявились элементы саботажа мероприятий правительства Блюма со стороны крупного капитала.

В этих условиях правительство не решилось поставить под контроль деятельность Французского банка, провести радикальную налоговую реформу. В феврале 1937 г. кабинет Блюма объявил паузу в проведении программы Народного фронта, что вызвало правительственный кризис. Новый кабинет возглавил социалист-радикал К.Шотан (1885-1963).

Пытаясь реанимировать политику Народного фронта, ФКП заявила о согласии войти в правительство (несмотря на принятое решение ЦК), но получила отказ.
Кабинет Шотана пытался найти разумные компромиссы между интересами широких слоев населения страны и крупного капитала за счет сворачивания программы Народного фронта. Однако несмотря на существенное сокращение бюджетных расходов, состояние финансов ухудшилось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Поднявшееся забастовочное движение усугублялось активизацией фашистских организаций.

Вскоре обнаружились связи некоторых членов правительства с фашистами, что предопределило скорое падение кабинета Шотана. Окончательный раскол внутри Народного фронта произошел по вопросу отношения партий, входящих в него, к агрессивным акциям Германии и Италии. Коммунисты последовательно защищали республиканскую Испанию, часть социалистов придерживалась политики невмешательства.
В этой обстановке правительство Народного фронта все более переходило к политике защиты крупного капитала. Правел и парламент. Так, в феврале 1938 г. палата депутатов большинством голосов отклонила проект нового трудового устава (так называемой хартии труда), подготовленный при участии коммунистов на основе программных положений Народного фронта.


Мартовский кризис вновь привел к руководству кабинет Л. Блюма, взявший курс на окончательное свертывание политики Народного фронта. Необходимо отметить, что это вызывалось не только расколом внутри Народного фронта и кризисным экономическим положением в стране как результатом однонаправленных мероприятий предыдущих кабинетов, но в значительной степени крайне обострившейся международной ситуацией, связанной с аншлюсом Австрии. За счет сокращения социальных ассигнований правительство надеялось ускорить неотложные военно-оборонные работы. Вместе с тем с той же целью кабинет Блюма намеревался провести ряд мероприятий, соответствовавших отдельным требованиям программы Народного фронта: ввести более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличить налоги на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и пр.), обложить налогом сверхприбыли предприятий, работающих на оборону, установить контроль за валютными операциями, за импортом и т.п.

Данная группа мероприятий, вызвавшая недовольство крупных финансовых и промышленных кругов, явилась основной причиной падения правительства Л. Блюма. Его сменил кабинет Э.Даладье (1884-1970), окончательно свернувший политику Народного фронта. Именно Даладье поставил подпись под Мюнхенским соглашением европейских держав о разделе Чехословакии, тем самым открыто присоединившись к политике умиротворения Германии, политике соглашения с фашистской агрессией.

Осенью 1938 г. Даладье получает чрезвычайные полномочия от парламента, на основе которых уничтожает последние элементы политики Народного фронта. Франция вступила в канун войны.
Тем не менее опыт Народного фронта впервые показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества в деле противостояния тоталитаризму, фашизму. В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен частичньй контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро,
покупавшее зерно у крестьян по твердым ценам, осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.
Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Выводы

<

p>История экономики послевоенного и межвоенного периодов продемонстрировала национальные варианты хозяйственной политики экономического возрождения. При этом казалось бы одни и те же социально-экономические проблемы (падение производства, разбалансировка управления экономикой, инфляция, безработица и пр.) находили свое разрешение разными формами и методами.
На их выбор и, главное, результаты оказывали влияние многие специфические факторы: состояние национальной экономики, политическая система и соотношение классовых сил, исторические традиции и др.
Однако при всем многообразии программ экономического возрождения можно провести определенную систематизацию.
Так, ряд стран (США, Великобритания и др.) избрали либерально-реформистский путь (Новый курс Ф.Рузвельта в США, план экономии Дж.Мэя в Великобритании) сочетания мер государственного антикризисного регулирования экономики с социальными реформами, опирающимися на систему рыночных отношений, финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ в значительных размерах из государственного бюджета.
Еще более глубокое усиление регулирующей роли государства, расширение государственного сектора, государственное предпринимательство, активная социальная политика стали характерны для стран антифашистских правительств Народного фронта (Франция, Испания), скандинавского региона.
Альтернативная модель экономического возрождения с централизованным хозяйственным механизмом, усилением милитаризации, широким использованием государством финансовых рычагов регулирования, фактическим огосударствлением рабочей силы нашла отражение в странах тоталитарно-диктаторских режимов (Германия, Италия, Япония).
И все же, испробование и порою довольно результативная реализация различных вариантов хозяйственных преобразований этого периода не устранили возможность новых потрясений, вызванных второй мировой войной.

Глава



Содержание раздела