информация здесь         d9e5a92d

Муравьева Л. А. - Конституционные взгляды и реформы Сперанского

Автор - Муравьева Л. А.

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839)  граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). В 1812-1816 гг. в результате интриг его противников сослан; в 1819-1821 гг. генерал-губернатор Сибири, составил план административной реформы Сибири.

С 1826 г. фактически  II Отделения, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи.

Имя Михаила Михайловича Сперанского привлекает к себе особенное внимание в те периоды российской истории, когда государство находится на пороге серьезных общественных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения в стране реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М.М. Сперанского и его труды [1].

Ему принадлежит большая заслуга в развитии русского конституционализма, правозаконности и правосознания. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.
u После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием ;Введение к Уложению государственных законов; (1809), представленный государю. Заслуги его ближайшего советника отмечены не столько крупными теоретическими разработками, сколько попыткой осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М.

 Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: ;… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными.

Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах; [2].
Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. Он неоднократно заявлял: ;Нормальное функционирование органов управления возможно только в том случае, если они несут ответственность за свои действия. И никакие частные реформы не дадут результатов, так как на данном этапе развития России необходима новая система управления.

А начать надо с выработки конституции, основного уложения государства; [3].
М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. ;Первые называются свободными только в отношении ко вторым.

Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов; [4]. Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.
u В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре  Государственная Дума  высший законодательный представительный орган страны. Законодательная инициатива принадлежит правительству, но никакой новый закон не может быть издан без рассмотрения в Думе; утверждает его император. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, ;остается без действия;.



Государственная Дума осуществляет контроль за исполнительной властью  правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Выдвинутая Сперанским идея Государственной Думы получила реальное воплощение лишь через 100 лет (1906-1917) и возрождена вновь уже в 1993 году.
Судебная власть, по проекту М.М. Сперанского, реализуется системой судов, состоящих из назначаемых чиновников и выборных присяжных заседателей. Высший судебный орган страны  Сенат  избирается членами губернских Дум.
Вершиной системы управления, верхней палатой парламента является Государственный Совет, члены которого назначаются председательствующим в нем государем [5]. Государственному Совету отводилась важнейшая функция  согласование деятельности различных органов управления. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение государственных планов.

Самодержавная власть тем самым претерпевала значительные ограничения.
u В области общественного устройства М.М. Сперанский предлагал сохранить видоизмененную сословную структуру в составе трех ;состояний;: дворянство, люди среднего сословия, народ рабочий. Но если гражданскими правами, по проекту, наделялось все население страны, то политическое, т.е. избирательное право предполагалось предоставить только дворянам и людям среднего сословия, имеющим недвижимую собственность в определенных размерах.

М.М. Сперанский высказывался против крепостного права. Но процесс освобождения крестьян, предусмотренный его предложениями, предполагался очень длительным.

К тому же Сперанский защищал право помещичьей собственности на землю и ничего не говорил о наделении землей освободившихся крестьян.
М.М. Сперанский высказывался за поэтапное реформирование. 1 января 1810 года в России был учрежден Государственный Совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 года.

При нем создавалась государственная канцелярия, а граф Сперанский назначался первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Звездный час Сперанского был омрачен тем, что с самого начала воплощения в жизнь его грандиозных планов допускались большие отступления от них. По принятому манифесту Государственный Совет провозглашался как законосовещательная инстанция при монархе. Госсовет мыслился как верхняя палата будущего российского парламента.

В течение года должны были образоваться нижняя (выборная) палата  Государственная Дума, а также окружные и губернские Думы. Но второй части плана не суждено было осуществиться.
Практическое воплощение конституционные замыслы М.М. Сперанского в какой-то мере нашли на окраинах Российской империи. В 1809 году Сперанский выступил автором проекта конституции для Финляндии.

Она рассматривалась как первый опыт, на основе которого предполагалось переустроить все государство Российское, а общественное мнение постепенно подготовить к восприятию конституционных идей. Финляндская конституция должна была стать репетицией к общероссийской, создавала прецедент и пример для всей империи. Этим намерениям помешала война 1812 года.
Следующий проект конституции для России разрабатывался в 1818 году. М.М. Сперанскому поручалось составление ;Проекта учреждений наместничеств;.

Однако к этому времени Александр I уже охладел к своим благим замыслам.
Но император всегда ценил широкую эрудицию и высокую работоспособность М.М. Сперанского и неоднократно привлекал его к разработке проектов и указов самого разнообразного характера. Упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ Сперанский надеялся с помощью принятия двух указов в апреле и августе 1809 года. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским придворные звания рассматривались теперь как почетные отличия без служебных прав и привилегий. Следующим указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов.

Университетские аудитории России того времени не были особенно заполнены, так как продвижение по службе формально от образования не зависело. В соответствии же с новым указом чины с восьмого по пятый класс должны были предъявить диплом, либо выдержать экзамен по программе университета. Придворная и чиновничья среда, две могущественные силы столицы, были настроены против ;дерзкого поповича; и даже предпринимали попытки отстранить его от должности.

Но в тот период безуспешно.
u Серьезным реформаторским шагом М.М. Сперанского стало упорядочение государственных финансов. В финансовых и экономических вопросах он также проявил себя как мыслитель и теоретик. Методологической основой его взглядов была теория трудовой стоимости и работы классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Книга А. Смита ;Исследования о природе и причинах богатства народов; оказала большое влияние на М.М.

 Сперанского. Другим английским мыслителем, вызвавшим его интерес, был И. Бентам, чьи произведения появились в России в начале XIX века.



Содержание раздела